Осужденных, уклоняющихся от отбывания принудительных работ, предлагается заключать под стражу

31.03.2024

(обновлено 31.03.2024)

6 мин

36

Уголовное право

Как сообщает «АГ», Минюст России представил на общественное обсуждение проекты поправок в УПК и УИК

Как сообщает «АГ», Минюст России представил на общественное обсуждение проекты поправок в УПК и УИК РФ, предусматривающих возможность заключения под стражу осужденных, уклоняющихся от принудительных работ. Согласно разработанным Минюстом поправкам в УПК и УИК осужденный, уклонившийся от отбывания принудительных работ, будет объявлен в розыск и задержан на срок до 48 часов с возможностью продления судом срока стражи до 30 суток.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Нвер Гаспарян назвал предложенные Минюстом поправки логичными и устраняющими пробелы в правовом регулировании в ситуациях, когда осужденные уклоняются от отбытия принудительных работ.

Советник ФПА Игорь Пастухов отметил, что безусловно заслуживающая поддержки идея должна получить более четкое оформление в тексте закона. Так, первый законопроект предусматривает внесение изменений в п. 18 ст. 397 УПК РФ путем расширения перечня оснований, когда суд сможет принять решение о заключении под стражу осужденного, уклоняющегося от отбывания принудительных работ.

Как сообщается на сайте Минюста, текущее регулирование действует в отношении осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания по таким основаниям, как неприбытие к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок или уклонение от получения соответствующего предписания. «Предлагается предоставить суду право вынесения решения о заключении под стражу таких осужденных по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Так, решение будет выноситься в отношении осужденных, не возвратившихся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда или самовольно оставивших исправцентр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправцентра, на срок свыше 24 часов», – пояснило ведомство. Вторым законопроектом предлагается внести изменения в УИК. В частности, ст. 60.4 Кодекса предложено дополнить ч. 7.1 следующего содержания: при возникновении непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника ОВД по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительный центр может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправцентра.

В свою очередь, ч. 2 ст. 60.17 Кодекса предложено изложить в следующей редакции: осужденный, уклонившийся от отбывания принудительных работ, объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов, который может быть продлен судом до 30 суток. Время содержания под стражей осужденного, уклоняющегося от отбывания принудительных работ, будет засчитываться в срок принудительных работ из расчета один день содержания под стражей за два дня принудительных работ. Кроме того, после задержания осужденного к принудительным работам суд будет рассматривать вопрос о заключении такого лица под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Нвер Гаспарян назвал предложенные Минюстом поправки логичными и устраняющими пробелы в правовом регулировании в ситуациях, когда осужденные уклоняются от отбытия принудительных работ. «В частности, речь идет о том, когда лица не получают предписания, не прибыли к месту отбытия принудительных работ в установленный срок, не возвратились в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда, самовольно оставили исправцентр, место работы и место проживания, определенные администрацией исправцентра и т.д. Важно, что законопроектами предусматривается учет уважительных причин несвоевременной явки осужденного, которые названы непредвиденными обстоятельствами, затрудняющими обратный выезд осужденного в установленный срок.

Данные обстоятельства хотя и не раскрыты, вместе с тем предполагают неограниченный перечень ситуаций, которые могут возникнуть на практике. При их наличии срок возвращения может быть продлен до пяти суток с обязательным уведомлением исправцентра. Законопроекты нацелены на дисциплинированное и ответственное отношение осужденных к принудительным работам, поскольку в противном случае данный вид наказания может быть заменен лишением свободы», – пояснил он.

Советник ФПА Игорь Пастухов отметил, что рассматриваемые поправки в качестве самого существенного изменения предусматривают для тех, кто не возвратился в исправительный центр после разрешенного выезда или самовольно покинул такой центр, замену содержания в помещениях исправцентров до рассмотрения материалов судом на содержание под стражей. «В связи с этим также предлагается уточнить порядок зачета срока содержания под стражей и дней разрешенного выезда в срок отбытия принудительных работ.

Задайте вопрос всем юристам на сайте
382 юриста отвечают
22 минуты среднее время ответа
59 вопросов за сутки
Жуков Олег Олегович Юрист в Новокузнецке Курбангалеева Людмила Юрист в Набережные Челнах Буланкина Светлана Николаевна Юрист в Чебоксарах Сопин Юрий Николаевич Юрист в Москве Шабурова Екатерина Евгеньевна Адвокат в Пензе
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Представляется важным, что поправки также предлагают изменить действующую формулировку, формально сегодня обязывающую судью принять при поступлении представления исправительного центра только решение о замене принудительных работ на заключение под стражу. Это предоставит судье законную возможность в определенных случаях не согласиться с представлением, что заслуживает безусловной поддержки. Также поправки содержат правильное предложение о возможности осужденному получить документ о продлении срока возвращения в исправцентр, если возникли непредвиденные обстоятельства, затрудняющие обратный выезд в установленный срок. Однако возникают сомнения в том, как осужденный сможет реально воспользоваться таким правом.

Пока представляется очевидным, что между подачей заявления начальнику полиции о продлении срока возвращения в исправцентр и вынесением последним постановления может пройти большое время. Как должен будет вести себя осужденный в этот период? К тому же в поправках закрепляется именно право, а не обязанность начальника полиции вынести такое постановление. В каком положении окажется осужденный, когда он спустя некоторое время после подачизаявления получит постановление об отказе в продлении срока возвращения? Представляется, что, безусловно, заслуживающая поддержки идея должна получить более четкое оформление в тексте закона», – заключил он.

Источник: ФПА        

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Поляков Дмитрий Васильевич

Отвечу на ваши вопросы

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo