На днях после очередного посещения следователя для проведения допроса с своим доверителем, имеющим статус свидетеля по уголовному делу, шутливо заявил о том, что забыл ордер, на что получил гневную проповедь от следователя, что в нашей адвокатской деятельностью этот документ самое главное и фактически это основание номер один для лица, осуществляющего предварительное следствие для допуска защитника. Так ли это? Решил покопать в законодательной базе.
Итак, деятельность адвоката регламентируется в первую очередь Федеральным законом об адвокатуре, который в данном случае указывает, что : «В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции». Согласно Уголовно-процессуального кодекса следует что «Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера». Гражданский процессуальный кодекс прямо указывает, что «Полномочия адвоката на ведение дела в суде удостоверяются ордером».
Закон о порядке содержания обвиняемых под стражей устанавливает, что «Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера». Есть позиция Верховного суда, изложенная в многочисленных Пленумах Верховного Суда, суть которых сводится к тому, что адвокаты при подачи жалоб прикладывают ордер в целях подтверждение прав на предоставление интересов Доверителей, за исключением процессов обжалования промежуточных решений при осуществлении предварительного или судебного следствия. Но при всем при этом возникает вопрос о правовом обосновании участия адвоката при оказании правовой помощи свидетелю по уголовному делу.
УПК РФ прямо фиксирует возможность свидетелю являться на допрос по уголовному делу / опрос в ходе доследственной проверки с участием адвоката, при этом защитник в соответствии с ст. 49 УПК- это лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Отдельно о необходимости допуска адвоката для оказания правовой помощи свидетелю или опрашиваемому лицу нигде не прописано ( чем, кстати, зачастую беззастенчиво пользуются правоохранительные органы, не допуская к допрашиваемым лицам, уже находящимся в отделе).
Фактически, можно сделать вывод, что в том случае, когда свидетель является на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными частью второй статьи 53 настоящего Кодекса, при этом предоставление ордера не является обязательным основанием, указанным в законе, а достаточно волеизьявления самого допрашиваемого лица.