Медиативные правоотношения в уголовном судопроизводстве

31.12.2024

(обновлено 31.12.2024)

5 мин

1

Уголовное право

Уже почти 15 лет, с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 193 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с

Уже почти 15 лет, с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 193 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее —  Закон о медиации)  в нашей стране предпринимаются шаги по использованию примирительных медиативных процедур в различных отраслях права. Вместе с тем, до настоящего времени так и не сформирована единая теория медиации, есть лишь разрозненные подходы к этому вопросу, основанные на практических результатах применения медиативных процедур, как правило – в частно-правовой сфере.

Однако, практика пошла по пути широкого применения примирительных медиативных процедур и в отраслях публичного права. Как оказалось,  медиация  востребована и в административном судопроизводстве, и в спорах, вытекающих из трудовых, семейных правоотношений. Вследствие этого, легализуя реалии правоприменительной практики законодатель Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ изменил статью 2 Закона о медиации, закрепив в ней, что медиация применима и к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Вместе с тем, на наш взгляд проникновение медиативных процедур в отрасли публичного права этим далеко не ограничивается. Даже в такой сугубо публичной отрасли права, как уголовное судопроизводство, есть место новому и перспективному институту.  Ведь трудно не согласиться с мнением, что в современных реалиях деятельность правоохранительных органов по противодействию преступности должна быть ориентирована не только на раскрытие преступления, сбор и закрепление доказательств и привлечение виновного лица к уголовной ответственности.

Важным аспектом является реальное возмещение вреда, причиненного преступлением, пострадавшему от него лицу. Недаром охрана прав и свобод человека и гражданина, а также собственности законодательно закреплена как одна из задач уголовного судопроизводства. В ходе расследования уголовного дела органы предварительного расследования обязаны принимать все предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на возмещение ущерба, причиненного преступлением.

По нашему мнению, о намерении законодателя шире использовать в этих целях в уголовном праве и процессе возможностей медиативных примирительных процедур свидетельствует введение в последние годы в уголовное законодательство такого института, как прекращение уголовного дела с применением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (ст. 76² УК РФ).

При этом основным условием прекращения уголовного дела и уголовного преследования по этому основанию предусмотрено полное возмещение причиненного преступлением вреда, что как раз характерно для медиативных правоотношений. Предусмотренная статьей 75 Уголовного кодекса РФ возможность освобождения от уголовной ответственности  в связи с деятельным раскаянием, статья 76 УК РФ, закрепляющая освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим также устанавливают обязательное условие – возмещение ущерба, или заглаживание причиненного вреда иным образом.

Статья 76¹ Уголовного кодекса России вообще прямо закрепляет освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба. Все это  свидетельствует  о тенденции проникновения примирительных медиативных процедур и в такую, казалось бы, сугубо публичную сферу, как уголовно-правовые отношения.

Важно отметить, что применимость медиации в уголовном праве возрастает именно в современный период. Ведь жизнь не стоит на месте, и стремительно меняющиеся реалии диктуют законодателю необходимость оперативно реагировать на происходящие изменения. Так, только в Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 году, к настоящему моменту внесено свыше  2500 изменений.

Происходит криминализация деяний, еще несколько лет назад не относящихся к таковым, связанных, например, с бурно развивающимися информационно-коммуникационными технологиями, электронными средствами платежа.  Недаром выдающийся норвежский криминолог Н. Кристи использует в отношении государств с большим количеством составов уголовных преступлений термин «опасное государство» и предлагает программу медиации в уголовном и уголовно-исполнительном праве.

Отметим, что на сегодняшний день прямого законодательного закрепления процедуры медиации в уголовном права и процессе нет. Не имеется в уголовно-процессуальном кодексе и участника уголовного судопроизводства – медиатора. Однако, указанные выше примирительные процедуры, близкие к медиативным, применяются достаточно широко, а функции медиатора в уголовном процессе  выполняет защитник обвиняемого либо представитель потерпевшего.

Представляется, что  введение в уголовный процесс такого участника уголовного судопроизводства, как медиатор – дело самого ближайшего будущего.

Задайте вопрос всем юристам на сайте
377 юристов отвечают
25 минут среднее время ответа
68 вопросов за сутки
Решетникова Ольга Николаевна Юрист в Ижевске Бударагин Александр Александрович Юрист в Нижнем Новгороде Мингазов Юрий Саитгареевич Юрист в Казани Колесник Степан Сергеевич Юрист в Краснодаре Моргачев Алексей Николаевич Адвокат в Воронеже
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Матыцин Александр Дмитриевич

Отвечу на ваши вопросы

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo