Изначально, в правоохранительный орган поступает сообщение о преступлении (от кого угодно, очевидца и тд), заявление потерпевшего, либо материалы, в которых содержатся признаки какого-либо преступления (это когда правоохранители выявили сами). ⠀
С этого момента у следователя (дознавателя) есть трое суток для того, чтобы возбудить дело, либо отказать в его возбуждении. ⠀
Чтобы принять такое решение, сотрудник должен опросить очевидцев произошедшего (на практике, опрашивают оперуполномоченные и участковые), произвести осмотры, изучить документы, получить заключение эксперта. ⠀
Если трех суток недостаточно, то срок для принятия решения может быть продлен до 10 или 30 суток (продлевает руководитель лица, осуществляющего процессуальную проверку). ⠀
Чем может помочь адвокат на данной стадии
В большинстве случаев сотрудники правоохранительных органов при совершении преступлений (в основном преступлений по которым отсутствует лицо его совершившее, например скрылось, либо вина этого лица неочевидна, либо мало доказательств о причастности лица, либо просто не могут расследовать дела такой категории) пытаются отказать в возбуждении уголовного дела под разными предлогами (например, что не видят в действиях лица состава преступления, либо, что эти действия не являются преступлением, а содержат в себе признаки гражданских правоотношений).
В моей практике было дело по мошенничеству, по которому уголовное дело возбуждалось 8 месяцев и вместо того, чтобы провести полную проверку заявления, сотрудники правоохранительных органов занимались разного рода отписками. Но дело все же было возбуждено, расследовано, передано в суд и виновник получил наказание. Итак, первый по действию но не по значимости этап решения вопроса — это обращение к руководителю органа в производстве которого находится материал проверки с жалобой на бездействие сотрудника этого органа.
Органом, который уполномочен законодательством рассматривать заявление о преступлении являются: участковый уполномоченный, подразделение по делам несовершеннолетних, дознаватель и следователь. Грамотно составленная жалоба инициирует проверку деятельности должностного лица, руководитель отдела укажет ему на ошибки, допущенные при рассмотрении и предоставит время для исправления ошибок. Второе — обращение в органы прокуратуры.
Кроме того прокуратура наделена правом отменять не законное и не обоснованное решение и направлять материал на новую проверку. По общему правилу, срок рассмотрения жалобы составляет 30 суток, но если заявление будет составлено грамотно и применена ст. 124 УПК РФ, то срок рассмотрения уменьшается до 3 суток, с возможным продлением до 10 суток.
Решение районной прокуратуры можно обжаловать вышестоящему прокурору только в том случае, если оно приято решение за подписью прокурора района. Третье — обращение в суд. Обращение в суд возможно в том случае, если все вышеперечисленные действия не привели к желаемому результату — возбуждению уголовного дела. Опять же следует понимать, что суд не в праве возбудить уголовное дело, суд в праве проверить ваши доводы, дать юридическую оценку и признать бездействие должностных лиц по заявлению о преступлении, со всеми вытекающими обстоятельствами. Обращение в суд регламентировано ст. 125 УПК РФ.
К заявлению в суд, помимо самого заявления, лицо обращающееся в суд должно предоставить все доказательства тех обстоятельств, которые указаны в заявлении. Рассмотрение заявления происходит в судебном заседании с истребованием материалов дела и суд принимает решение в удовлетворении или отказе требований заявителя. Судебный акт обжалуется в апелляционную и кассационные инстанции в случае не согласия стороны с принятым решением.