Управляя ходом допроса, следователь/дознаватель занимает доминирующую позицию, тогда как допрашиваемый —пассивную: он лицо управляемое. Когда следователь/дознаватель понимает, что дело «непростое», потребуется время для «проработки» допрашиваемого — начинает доверительный разговор. Беседа преследует лишь «разведывательные» цели.
Тактические приемы эмоционального воздействия:
- вовлечение в беседу по теме, представляющей взаимный интерес («мы»: мы — отцы, мы — спортсмены, мы — книголюбы и т. п.);
- снятие психологической напряженности лица, вызванного на допрос (чай, кофе и т.д.);
- создание благоприятной обстановки (ровный, спокойный тон разговора, уважительность к собеседнику, проявление внимания, понимание его проблем и т. п.);
- обращение к положительным качествам личности собеседника, к его заслугам, знакам общественного признания и уважения («вы так быстро взошли по карьерной лестнице, не всем такое под силу…» и т. д.).
К числу допустимых, не противоречащих закону методов воздействия следователя/дознавателя на допрашиваемое лицо относятся методы психологического воздействия:
- убеждение — воздействие на эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы допрашиваемого, с целью склонить к конкретному мнению. Метод рассчитан на активизацию положительных качеств личности.
- внушение — советы, просьбы, предложения, предостережения и предупреждения, адресуемые допрашиваемому с целью повлиять на его поведение или побудить к совершению определенного поступка. — приведение примера — пример из жизни или следственной практики, в том числе и собственной. Суть его — сообщение допрашиваемому о реальных положительных поступках других лиц в ситуациях, сходных со сложившейся для допрашиваемого.
- изобличение — демонстрация несостоятельности избранной допрашиваемым позиции. Представление имеющихся доказательств (экспертиз, выписок, расшифровок).
Типичные ситуации при допросе:
- Бесконфликтная – при полном признании своей вины, искреннем раскаянии, написанием явки с повинной. В такой ситуации нет сопротивления, противодействия.
- Конфликтная с нестрогим соперничеством — при частичном признании вины подозреваемым/обвиняемым/обвиняемым и выражается в попытках частично исказить в свою пользу реальную картину преступления. Если целиком отрицать свою причастность к преступлению «не имеет смысла», ибо есть очевидные уличающие его факты. Сопротивление подозреваемым/обвиняемым обвиняемым сосредотачивается на отдельных моментах, могущих влиять на смягчение ответственности.
- Конфликтная со строгим соперничеством- полное отрицание подозрений или вины в преступлении. Выражается в крайних, предельных по степени упорства формах сопротивления допрашиваемого, вплоть до отказа от дачи показаний. Эта ситуация для следователя — наисложнейшая.
С целью изобличения допрашиваемого следователь/дознаватель может предъявлять доказательства либо с возрастанием силы, либо от наиболее веского доказательства к менее менее вескому. Если лицо впервые совершило преступление и остро переживает о содеянном, ему предъявляют наиболее веское доказательство. На практике встречаются случаи «вынужденного» лжесвидетельства, обусловленного угрозами физической расправой со стороны заинтересованных лиц. Здесь тактическая задача следователя — по возможности погасить у допрашиваемого чувство страха и опасения, показывая маловероятность реализации угроз, с одной стороны, и гарантируя принятие мер по обеспечению его безопасности — с другой.
Примерный перечень вопросов допроса подозреваемого:
- Когда, с кем, при каких обстоятельствами он оказался на месте происшествия?
- Где, когда, кому и с какой целью (хулиганство, нажива, посмеяться, отомстить и т.д.) пришла в голову мысль (кто придумал) о совершении преступления?
- Что именно произошло и у кого какая была роль (последовательно) при совершении деяния?
- Кто может подтвердить его показания по поводу изложенных обстоятельств?
- Кому рассказывал обстоятельства произошедшего?
- Сколько лиц находилось на месте происшествия (их установочные данные, сведения о внешних признаках, приметы одежды, обуви), какие действия они совершали?
- Каким путем прибыли на место происшествия и покинули его?
- Какие предметы (оружие) применялись при совершении преступления, обстоятельства его применения, индивидуальные признаки, места приобретения, изготовления, хранения до совершения преступления и последующего сокрытия?
- Каким образом общались между собой допрашиваемые до совершения, при совершении преступных действий и после них?
- Какие транспортные средства использовались до, в момент и после совершения преступления (марка, государственный номер, индивидуальные признаки, места парковки?
- Как потерпевший вел себя до и в момент совершения преступления, какие действия совершали лица, находившиеся с ним?
- Какие повреждения и при каких обстоятельствах причинен подозреваемому и потерпевшему в момент совершения преступления?
- Что и в каких количествах было похищено, признаки и приметы похищенного?
- Где подозреваемый спрятал или через кого, на каких условиях реализовал похищенное имущество?
- Знал ли подозреваемый потерпевшего ранее, имел ли сведения о наличии имущества у него?
- Какие подготовительные действия осуществлялись для совершения преступления?
- Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент совершения преступления?
- Каково физическое и психическое состояние допрашиваемого в момент допроса и в момент совершения деяния?
- Не употреблял ли накануне (перед совершением преступления) спиртные напитки (какие, сколько) или наркотические средства?
- Кому принадлежат предметы ценности, вещи, обнаруженные при обыске?
- Совершал ли ранее какие-либо противоправные деяния, если совершал, то какие именно, где, когда, с кем и в отношении кого?
- Привлекался ли ранее к уголовной ответственности, если привлекался, то когда, где и за что; вид наказания, где и как долго его отбывал, когда освободился?