Водители заключают договор ОСАГО чтобы в случае наступления ДТП в котором он окажется виновен, страховая компания возместила потерпевшим ущерб. ОСАГО так и расшифровывается, Обязательное Страхование Авто Гражданской Ответственности. Права и обязанности страхователя и страховщика указаны в законе Об ОСАГО. Именно этим законом обязаны руководствоваться компании при страховом возмещении. После начала пандемии коронавируса, цены на запасные части выросли.
Сроки их доставки увеличились. После мировых событий 2022 г. ряд автомобильных дилеров, официально покинул российский рынок. Что еще сильнее завысило стоимость и повлияло на сроки доставки запасных частей и комплектующих. Страховые компании при организации ремонта обязаны ориентироваться на стоимость запасных частей указанную в справочнике РСА. Другую стоимость деталей, страховщики не вправе использовать.
Это запрещено. Но, цены в справочниках ниже среднерыночных. Потому что он не успевает обновляться вслед за рынком. СТО не всегда могут уложиться в стоимость ремонта исходя из стоимости деталей по справочнику. Запасные части по такой цене не найти на рынке. Автомобиль должен быть отремонтирован на СТО в срок не более 30 дней. Такой срок установлен законом об ОСАГО.
Если срок будет больше, страховщик должен выплатить неустойку за каждый лишний день. Из-за этого СТО не всегда имеет возможность выполнить ремонт в срок. Произошедшие события в совокупности усложнили выполнение обязанности страховых компаний по организации ремонта. Поэтому в тех случаях, когда страховая не может организовать ремонт автомобиля, они предлагают потерпевшему возмещение в виде выплаты денег.
Какой должна быть выплата по ОСАГО? В законе говорится, что возмещение вреда потерпевшему гарантируется. Но, на самом деле, выплаченной суммы не всегда достаточно для ремонта. Вообще, страховая должна организовать ремонт. Выдать потерпевшему направление на СТО, где автомобиль должны отремонтировать, а страховая оплатить ремонт. Потерпевший по итогу получает отремонтированный автомобиль. Согласитесь, что это удобно? В реальности не всегда так. В законе есть такая оговорка, что если между страховой и потерпевшим есть подписанное соглашение о получении выплаты, то возмещение производится в виде денежной выплаты.
При обращении потерпевшего в страховую компанию, уже на стадии принятия заявления его просят подписать заявление о выплате денег вместо ремонта. Придумают разные уговоры. Это не должно волновать потерпевшего. Закон говорит, что страховая должна организовать ремонт, значит ремонт. И не важно какие отговорки у страховой. Организация ремонта – это их обязанность, а не проблемы потерпевшего. Именно поэтому страховые подсовывают для подписания заявление и требуют предоставить банковские реквизиты. Подписать или нет такое заявление, право потерпевшего.
Запомните, потерпевший должен подписать лишь одно заявление – «О наступлении страхового случая». Банковские реквизиты закон вообще не обязывает предоставлять. Их нет в перечне документов при обращении в страховую. Формально, страховые компании действуют в рамках закона. Что такого плохого, если я получу деньги вместо ремонта? Выплатить деньги вместо ремонта, для страховой выгоднее. Для потерпевшего наоборот худший вариант. Во-первых, при выплате страхового возмещения, учитывается износ автомобиля. Чем старше автомобиль, тем выше износ. Чем выше износ, тем меньше выплата. В любом случае, износ не может быть свыше 50%.
Во-вторых, стоимость запчастей рассчитывается по ценам из справочника РСА в котором указана их средняя стоимость. Так как справочник не успевает обновляться за рыночными ценами, то и стоимость деталей в нем в несколько раз ниже рыночной. В итоге, потерпевший получает деньги за ремонт, в меньшем размере чем, стоимость ремонта на самом деле. А разве это не обман со стороны страховых компаний? Юридически, страховые компании не обманывают потерпевших. Они лишь предлагают право выбора между выплатой деньгами и организацией ремонта.
Потерпевший не обязан соглашаться на их предложение. Многие не знают требований закона Об ОСАГО, как именно производится возмещение ущерба. Другие хотят получить деньги сейчас, чем ждать ремонта. Выплата деньгами, законом не запрещена. Что делать потерпевшим в такой ситуации? При несогласии потерпевшего с выплатой вместо ремонта, страховщики все равно в одностороннем порядке выплачивает деньги. Это неправильно. Выплата денег не должна заменять ремонт.
В такой ситуации у потерпевшего возникают убытки в виде самостоятельной стоимости ремонта автомобиля. Ведь когда ремонт организует страховщик, он исходит из стоимости деталей указанной в справочнике РСА. А когда ремонт организует потерпевший, он оплачивает его из текущих рыночных цен. Именно поэтому разница между стоимостью ремонта по ценам из справочника и рыночным ценам, является убытками.
Этот убыток потерпевший может взыскать с виновника ДТП. Но виновник не должен отвечать за неисполнение обязанности страховой компании в виде не организации ремонта. Верховный суд в своем определении от 18.02.2025 г. № 41-КГ24-58-К4, недавно поставил точку в таком споре. Убытки из-за не организации ремонта автомобиля страховыми компаниями, должны возмещать потерпевшему страховщики.
Как считаете, страховые компании действуя в текущих экономических условиях обманывают при выплате страхового возмещения или потерпевшие сами выбирают наиболее предпочтительный для себя вариант возмещения?