Коэффициент бонус-малус — это показатель того, как часто водитель становится участником ДТП по своей вине. Чем больше происшествий, тем выше КБМ и дороже полис ОСАГО. Однако есть и обратная зависимость: чем аккуратнее автомобилист ведет себя на дороге, тем КБМ меньше, а полис ОСАГО дешевле. Каждому водителю на год присваивают один из 15 классов: М — самый низкий, дается водителям, часто становящимся виновниками аварии; 13 — самый высокий, присваивается автомобилистам с большим безаварийным стажем. Информацию о коэффициентах каждого водителя страховые компании получают из единой Автоматизированной информационной системы (АИС).
Каждому классу соответствует свой КБМ, который подлежит ежегодному пересмотру 1 апреля. Подсчитывается количество ДТП, случившихся по вине водителя за прошедший год. По результатам происходит повышение или понижение класса от текущего значения и изменение коэффициента бонус-малус. Размер страхового возмещения и количество потерпевших значения иметь не будут. На понижение класса и увеличение КБМ повлияет только количество ДТП.
Согласно Указанию Банка России от 08.12.2021 N 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от класса КБМ, который определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования в период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта следующего за ним года (далее — период КБМ), таким образом, значение имеет количество произведенных страховщиками страховых возмещений.
При определении класса КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и каждая осуществленная компенсационная выплата, сведения о которых были включены в течение периода КБМ в АИС страхования. Согласно абз. 4 п. 22 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.
Таким образом, если ГАИ прекратило дело об административном правонарушении за истечением срока давности или отсутствием состава, то оба участника ДТП смогут получить страховое возмещение, следовательно, класс КБМ будет изменен у того участника, страховая компания которого выплатит страховое возмещение. Аналогичный поход находит свое отражение в судебной практике, в частности, в Определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2023 по делу N 88-13187/2023, (взято из открытого интернет-источника), в котором участник ДТП пытался оспорить повышение КБМ. Первоначально участник ДТП был признан виновным в совершении ДТП, позднее постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по административному делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
По заявлению другого участника ДТП страховая компания произвела страховое возмещение по правилам прямого возмещения убытков, после чего страховщик ответственности второго участника-истца осуществил расчет с страховой компанией, произведшей страховое возмещение, в рамках соглашения страховщиков о возмещении убытков и по правилам возмещения вреда, когда вина водителей в ДТП не установлена.
В связи с данными событиями страховщик второго участника-истца разместил сведения в АИС ОСАГО о наступившем страховом случае и страховом возмещении, а при заключении договора страхования с участником ДТП на новый срок изменил применяемый КБМ.
Вывод суда кассационной инстанции мотивирован тем, что поскольку при разрешении спора установлено, что имело место наступление страхового случая, страховое возмещение по которому произведено страховой компанией, как страховщиком ответственности участника ДТП, по правилам возмещения вреда, когда вина водителей не установлена, нижестоящие суды пришли к верному выводу о том, что последующие действия страховщика по изменению КБМ и размещению информации о произведенном страховом возмещении в АИС РСА являются правомерными и соответствуют нормам закона.