Почему ЗАГС и МФЦ взимают дополнительно пошлину при разводе в суде и законно ли это

2 мин
1 333
Юрист Сулаев Дмитрий Анатольевич объясняет: Почему ЗАГС и МФЦ взимают дополнительно пошлину при разводе в суде и законно ли это

Здравствуйте,  сегодня хотелось бы прояснить ситуацию по пошлинам при разводе в суде и дальнейшем получении свидетельства о расторжении брака в ЗАГСе или через МФЦ. Так, согласно внесенным поправкам в Налоговый кодекс РФ, развод теперь стоит 10000 рублей. Хотелось бы разъяснить в этой небольшой статье следующее.

При наличии несовершеннолетних детей, расторжение брака производится только в судебном порядке. Налоговый кодекс регулирует взимание государственной пошлины с каждого из супругов в размере 5000 рублей, при этом оплаченная пошлина в суде уже включает и выдачу свидетельства о растожении брака. Таким образом, к примеру, один из супругов обращается в суд и оплачивает как истец пошлину 5000 рублей. Истец уже оплатил пошлину в суде и имеет право на получение документа на основании решения уже без взимания доп средств.

Суд, удовлетворяя иск о расторжении брака, может прописать в решении о взыскании ещё 5000 рублей с ответчика, но как правило в решении это не указывается по таким искам, поэтому именно ответчик оплачивает в ЗАГСе или МФЦ свои 5000 рублей как пошлину, не оплаченную в суде. Стоит обратить внимание, что некоторые ЗАГСы неверно толкуют законодательство, требуя оплатить ещё и истца дополнительно пошлину за якобы получение документа.

При таких обстоятельствах рекомендую обращаться с жалобой в прокуратуру. В случае если за развод в суде и при получении свидетельств о расотржении брака оба супруга оплатили более 10000 рублей, это незаконно. При таких обстоятельствах можно обратиться в Налоговый орган за возвратом излишне оплаченной пошлины.

Итак, подведу итоги, органы ЗАГС и МФЦ могут взимать пошлину только при расторжении брака в органах ЗАГС без детей, дополнительно пошлина может взиматься при получении документов с того супруга , который не оплатил пошлину при рассмотрении иска в суде, общая сумма развода не может быть более 10000.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

8 Комментарии

ст.333.26 НК 2 пункт 2 абзац разрешает ЗАГСу брать 5 тыщ за выдачу свидетельства о расторжении брака. Кому тут жаловаться и чего требовать? Все по закону. Только когда сказали, что повысят пошлины до 5 тысяч не сказали, что инициатор развода заплатит в два раза больше.

Доброго Вам дня. В соответствии с новой редакцией Налогового кодекса РФ (часть вторая) с изменениями, вступившими в силу с 08.09.2024 года увеличились размеры государственных пошлин в 10 раз. Соответственно и за выдачу свидетельства о прекращении брака на основании вступившего в законную силу решения суда вы должны оплатить 5000 рублей. 
С уважением, но это действительно так.
Лужецкий Олег Борисович

Добрый день. Хорошо, что перед тем, как обогатить государство в виде уплаты повторной госпошлины, я наткнулась на данную статью и пообщалась с Дмитрием. Мой брак расторгнут на основании решения суда ещё в 2022 году. Но получить свидетельство о расторжении брака я решила только в 2025 году. Каково было моё изумление, когда сотрудник отдела ЗАГС озвучила, что я должна просто за бумажный носитель оплатить 5000 рублей. Закрались сомнения, взяла время на подумать. И, спасибо, нашла Дмитрия. Чётко и грамотно разъяснил, что это не правомерное требование. А люди, к сожалению, не читают законы и платят дважды, а то и трижды. Мало того, что с меня хотели взять повторно госпошлину, которую я уже платила при подаче иска в суд, так ещё и в размере в разы превышающем положенный. То есть не 650 рублей, как было в 2022 году, а выньте , подарите 5000 рублей. Спасибо Дмитрию

Так и чего, выдали вам документ? Просто ст.333.26 НК 2 пункт 2 абзац разрешает ЗАГСу брать 5 тыщ за выдачу свидетельства о расторжении брака.

Добрый день! Мы заплатили 15 тыс. Я, как истец, оплатила пошлину в суде 5 тыс. В МФЦ я так же заплатила 5тыс. и бывший супруг заплатил 5тыс.

Здравствуйте! В связи с чем? По какой льготе? Родитель у которого один из детей инвалид с детства освобожден от гос пошлины ? Или есть возможность запрсить налоговую вернуть госпошлину?