СФР часто стал «забывать» о возможности исчисления страхового стажа для определения права на пенсию, а также специального стажа, например по Спискам 1 и 2, протекавшего в районах Крайнего севера и в местностях, приравненных к ним, в полуторном размере (касается периодов только до 01.01.2002 г.). И этот пост для тех, кто работал на Крайнем севере или в местностях, приравненных к ним до 01.01.2002 г., но получил отказ СФР по причине недостаточного страхового стажа или специального стажа. Во-первых, для понимания того, о каком стаже идёт речь, стаж для назначения пенсии можно разделить на три вида:
страховой стаж для права на пенсию (например, для выхода на пенсию по старости на общих основаниях требуется в этом году не менее 15 лет, для выхода на пенсию по Списку № 1- 20 лет и 15 лет требуется мужчинам и женщинам соответственно, по Списку № 2 либо в связи с работой на Крайнем Севере- требуется 25 лет и 20 лет мужчинам и женщинам соответственно);
общий трудовой стаж до 01.01.2002 (влияет на размер пенсии);
специальный стаж, т.е. дающий право на досрочную пенсию (например, по Спискам 1 и 2, рабочие локомотивных бригад и т.п.).
Согласно абзацу 7 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002 г., при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 12 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере. Статья 10 действовавшего до 01.01.2002 г. Закона № 340-1 предусматривала назначение пенсии на общих основаниях, и в ней содержались требования об общем трудовом (страховом) стаже, а статья 12 этого же закона предусматривала назначение досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда (Списки 1, 2, рабочие локомотивных бригад и т.п. льготные условия назначения пении).
Таким образом, положения статьи 94 названного закона предусматривали льготное (кратное) исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов, в частности в отношении лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Аналогичные положения содержались в статье 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 июня 2004 года N МЗ-637 «О порядке применения положений Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П» и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П установлено, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату. И есть в судебной практике прецеденты, где суды встают на сторону граждан и включают в страховой стаж либо в специальный стаж (например, по Спискам 1 и 2) для определения права на пенсию периоды работы в полуторном исчислении, протекавшие до 01.01.2002 г. в северных местностях.
Поэтому если Вы получили решение об отказе в назначении пенсии и у Вас имеются периоды работы до 01.01.2002 г. на Крайнем севере или в местностях, к ним приравненным, то проверьте, как СФР произведен подсчет этого страхового стажа либо стажа в особых условиях труда (например, по Спискам 1 и 2). Если подсчет такого стажа произведен календарно, то есть шанс обжаловать такое решение в суде. В каких -то регионах СФР во внесудебном порядке соглашается произвести подсчет такого стажа в полуторном исчислении, но в некоторых регионах приходится отстаивать свою точку зрения в суде.
Здесь обращу внимание на то, что не получится отстоять позицию исчисления специального стажа работы в связи с работой на Крайнем севере в полуторном исчислении для назначения льготной «северной» пенсии, так как ст. 14 ранее действовавшего закона № 340-1 предусматривала только календарный подсчет северного стажа для определения права на северную пенсию, а абзац 7 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 не содержал подсчет такого стажа в полуторном исчислении (в этом абзаце нет ссылки на ст. 14, на основании которой назначались «северные» пенсии).
Также обращаю внимание, что при расчете размера пенсии учитывается общий трудовой стаж до 01.01.2002, и
при расчёте пенсии по п.3 ст.30 173-ФЗ — полуторное исчисление северного стажа не применяется, подсчет стажа производится только в календарном порядке;
при расчёте пенсии по п.4 ст.30 173-ФЗ — полуторное исчисление северного стажа применяется, но там есть ограничение по размеру пенсии, поэтому этот вариант выгоден только тем, у кого был очень низкий заработок (зарплатный коэффициент 0,7 и ниже), тогда как зарплата у северян в основном высокая, и, соответственно этот коэффициент у пенсионера часто выше, чем 0,7.
Таким образом, редко когда получится отстоять в суде полуторное исчисление северного стажа для определения размера пенсии, лишь только тогда, когда у гражданина был очень низкий заработок. Надеюсь, мне удалось объяснить разницу общего стажа, стажа для определения размера пенсии, специального стажа, и Вы разобрались, когда можно исчислить северный стаж в полуторном размере, когда нельзя, а когда это будет невыгодно. Если вдруг возникли вопросы, Вы всегда можете ко мне обратиться.