Недавно только закончилась эпопея с взысканием неосновательного обогащения с одной из пенсионерок со стороны моего клиента. Да! Именно пенсионерка именно неосновательное обогащение.
Не торопитесь делать выводы на основании: «Это же пенсионерка, бабушка старая….. Зачем так жестко» , дочитайте эту статью. Весной 2022 года один из моих клиентов, самостоятельно, без моего юридического сопровождения заключил с одной из истиц (она же вышеупомянутая бабушка) мировое соглашение в суде по спору касающегося проведения некачественно проведенного ремонта в квартире.
Ремонт был частично некачественный- не спорим по этому поводу даже, суть повествования в другом! Разошлись стороны полюбовно, никакой грязи в суде, истица ходила в суд самостоятельно и генеральный директор юридического лица (ответчика) также ходил самостоятельно. Общение было на уровне, как-будто участвуют два профессиональных юриста, не меньше.
На следующий день после заключения мирового соглашения генеральный директор ответчика лично позвонил истице и предложил ей получить денежные средства причитающиеся по мировому соглашению наличными, через кассу. Истица была не против, прибыла в офис ответчика в тот же день и под официальные бухгалтерские документы получила все деньги по мировому соглашению. Сразу скажу, здесь подвоха никакого нет, деньги были выданы правильно, с соблюдением буквы закона. Здесь история получает новый оборот.
Под конец 2022 года, в декабре истица получает исполнительный лист по мировому соглашению и несет его в службу судебных приставов. Конец года, суматоха, ответчик проглядел постановление судебного пристава на Госуслугах и в итоге деньги списываются закономерно с расчетного счета ответчика . В итоге получилась ситуация при которой истица получила дважды деньги по одному и тому же делу. Мой клиент (ответчик по первоначальному делу) дает мне установку попытаться решить проблему через переговоры с истицей.
В январе 2023 года я позвонил истице с предложением урегулировать спор. В ответ услышал в свой адрес, что я мошенник и все что было «удобно» сказать в такой ситуации стороне истца. В тот момент мы с клиентом поняли, что бабушка ушла в глухую оборону. На звонки она уже не отвечала, на смс, и даже письменную досудебную претензию проигнорировала.
Естественно было принято решение подать иск в суд. Иск о взыскании неосновательного обогащения с процентами за пользование чужими денежными средствами, взыскании госпошлины и представительских расходов.
Нужно понимать, что люди пожилого возраста, однажды найдя понимание в суде со стороны судьи чувствуют некий азарт, граничащий с безнаказанностью и логикой — «в прошлый раз выиграла дело и в этот раз выиграю …..Разберусь и без этих юристов. Злую шутку в ситуации сыграл и тот факт, что дело по нашему иску о неосновательном обогащении попало к той же самой судье которая рассматривала первоначальный спор по которому было заключено мировое соглашение.
Тут нужно отдать должное судье. Она в отличии от нас не стала убеждать не в чем нашу бабушку, не стала ее уговаривать ни в чем. Линия защиты бабушки была «гениальна». Деньги в офисе я не брала, исполнительный лист не получала в суде, приставам не относила лист…. и вообще мне деньги все еще не выплатили по мировому соглашению.
Почему я похвалил суд? Потому что судья нашла время чтобы разбить каждый довод бабушки по нашим заявленным ходатайствам. Первое что не поленился сделать суд, это истребовать первоначальное дело и обозреть справочный лист в котором стояла роспись истицы о получении исполнительного листа. Плюс ко всему суд истребовал журнал регистрации посетителей суда и обозрел дату подачи заявления на выдачу исполнительного листа и дату получения исполнительного листа.
Именно в эти даты пристав зафиксировал что человек с паспортом истицы посещал суд. Аналогичный журнал был истребован из отдела судебных приставов района в котором подавался исполнительный лист. Там были естественно те же самые паспортные данные. Вишенкой на торте была видеозапись с камер видеонаблюдения офиса ответчика, на которых было видно как бабушка получает деньги в кассе.
Кроме того, суд указал в решении, что деньги судебным приставом были перечислены именно на расчетный счет истицы что в совокупности говорит о том, что истица знала о том что она делает и о каких суммах идет речь. Деньги с бабушки в итоге взыскал суд, с процентами и расходами на представителя. Потом была апелляционная жалоба поданная бабушкой, потом еще одно заявление с нашей стороны о взыскании расходов на представителя за участие в апелляционной инстанции.
Сейчас деньги взыскиваются с бабушки судебным приставом маленькими порциями ежемесячно. За это время бабушка попыталась- сменить банковский счет на который приходила пенсия и иные денежные средства (наверное думала что пристав не увидит новый банковский счет), попыталась передать исполнительное производство в другой район, ходатайствуя о приостановлении исполнительного производства написала с десяток жалоб в прокуратуру…. но это уже совсем другая история.
P.S. Да, можно было в определенный момент уйти в уголовную плоскость, прецеденты за такие цирковые номера в уголовной практике есть, но клиент был категорически против.