Совершение убийства потенциального наследодателя при превышении пределов необходимой обороны дает суду право признать виновного недостойным наследником. Об этом говорится в Определении Конституционного суда (КС) РФ №1950-О/2024, которым было отказано в рассмотрении жалобы лишенной наследства женщины.
Без умысла
Как следует из материалов дела, заявительница совершила убийство потенциального наследодателя при превышении пределов необходимой обороны, чем способствовала открытию наследства и призванию себя к наследованию. Впоследствии суды признали женщину недостойным наследником и отстранили от наследования на основании пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса (ГК) РФ.
Заявительница попыталась обжаловать эту норму в КС РФ, поскольку она позволила судам де-юре принять обстоятельства, изложенные во вступившем в силу приговоре, в котором судья не придал значение тому, что подсудимая не имела умысла на призвание себя к наследованию, а ее действия были направлены на защиту от противоправного посягательства со стороны самого наследодателя.
Публичные интересы
Но КС РФ отметил, что само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства, и что основания возникновения таких прав определяются ГК РФ. «Порядок приобретения правового статуса наследника не только служит частным интересам (интересам наследодателя и наследников), но и опосредует интересы публичные, в том числе предупреждение неправомерных действий, направленных на приобретение лицом такого статуса», — говорится в определении КС РФ.
По мнению КС РФ, наследник не может извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. А потому КС не стал рассматривать оспариваемую норму в качестве нарушающей конституционные права заявительницы. Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, к компетенции КС РФ не относятся.
Источник: РАПСИ