В УПК может появиться запрет применять меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого в преступлениях, не связанных с применением насилия или угрозой его применения. Условия — при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 1–4 ч. 1 ст. 108 УПК: подозреваемый (обвиняемый) не имеет места жительства в РФ, его личность не установлена, он нарушил ранее избранную меру пресечения, скрылся от следствия или суда. А также, если лицо не обвиняется в преступлениях, предусмотренных гл. 28–32 УК и еще более чем 50 статьями УК., половых преступлениях (ст. 133–135 УК) против несовершеннолетних, в наркопреступлениях и деяниях против общественной безопасности (ст. 205–212.1 УК). Вошли в исключения и несколько «экономических составов». Например, ст. 159.6 УК «Мошенничество в сфере компьютерной информации», ст. 185.3, 185.6 УК о манипулировании рынком и использовании инсайдерской информации, ст. 193.1 УК о невозврате валютной выручки, ст. 201–201.3 УК о преступлениях против интересов компаний. Это новшество в ст. 108 УПК группа депутатов предложила в законопроекте (№ 301930-8), который в конце февраля внесла в Госдуму.
Таким образом, обвиняемые по наиболее распространенным в практике составам, таким как кража, «простое» мошенничество, ДТП, смогут рассчитывать на неприменение к ним самой строгой меры пресечения. Однако в законопроекте нет какого-либо исследования о структуре обвиняемых, содержащихся в СИЗО, в зависимости от вида и даже категории преступления. Вместе с тем ВС РФ указывает на то, что большинство преступлений, по которым лица лишаются свободы до и после приговора, составляют деяния небольшой и средней тяжести.
В конце февраля Госдума приняла в первом чтении проект закона о поправках к ст. 108 УПК, которые должны запретить заключение под стражу предпринимателей.