Как распознать телефонного мошенника?

04.03.2024

(обновлено 11.03.2024)

5 мин

12

Мошенничество

Все чаще мошенники, при телефонных звонках гражданам, представляются сотрудниками различных силовых структур, а именно: сотрудниками полиции, Следственного комитета, прокуратуры,

Все чаще мошенники, при телефонных звонках гражданам, представляются сотрудниками различных силовых структур, а именно: сотрудниками полиции, Следственного комитета, прокуратуры, ФСБ и Росгвардии.  Делается это, с целью запутать и запугать будущую жертву, заставить потерять бдительность, за счет сложившегося в обществе отношения к органам правопорядка. Я расскажу Вам, как быстро распознать мошенника и выйти из ситуации, сохранив Ваши сбережения.
Как работает мошенническая схема?
Гражданину поступает телефонный звонок, якобы от сотрудника полиции (или другого правоохранительного органа). При этом, чаще всего, мошенники работают группой: звонят и представляются сотрудниками разных структур, подтверждая слова друг друга, чтобы повысить уровень доверия.
Помните! Основная задача мошенников — заполучить Ваши деньги, но делать они это могут разными способами. Чаще всего обман связан с кредитной организацией, с банком. Мошенники начинают пугать человека, сообщая, что его сбережения под угрозой, по одной из следующих причин:
— Личные данные гражданина (паспортные, биометрические) были похищены;
— Неизвестный пытается совершить перевод денежных средств со счета гражданина, или снять их посредством банкомата;
— Неизвестный пытается оформить кредит на гражданина;
— На счет гражданина поступили денежные средства «добытые преступным путем».
Независимо от придуманной мошенниками причины, их цель заключается лишь в одном — заставить гражданина снять сбережения с принадлежащему ему банковского счета и перевести их на другой, так называемый «безопасный» счет, который на самом деле принадлежит злоумышленникам. Также, мошенники, представляющиеся сотрудниками правоохранительных органов, утверждают, что проблема решается по телефону, и всеми силами убеждают гражданина в том, что ему не нужно приходить в отделение полиции или другой структуры. Тут не лишним будет напомнить, что настоящие сотрудники вызывают граждан в отделение повесткой, а не пытаются выяснить информацию по телефону (А узнать, могут ли Вас привлечь к ответственности в случае неявки по такой повестке, Вы можете, прочитав заметку в моем блоге: https://harant.ru/blog/ugolovnoe-pravo/policziya-vyzyvaet-na-opros-ili-besedu-nuzhno-li-idti/).
Редко, но все же встречается схема, когда мошенники от имени сотрудника полиции вымогают деньги за якобы попавшего в беду родственника. Они утверждают, что смогут помочь ему только после того, как гражданин переведет определенную сумму денег (в качестве взятки) на указанный номер счета.
Как распознать обман?
Мошенники, представляющиеся сотрудниками правоохранительных органов, работают по отработанному алгоритму. Именно по его ключевым признакам и можно с уверенностью сказать, что на том конце провода находятся злоумышленники. Рассмотрим, как мошенники выдают себя во время разговора:
— Настаивают на том, что вся информация должна остаться в тайне. Используют такие фразы как «тайна следствия», «конфиденциальная информация», угрожают уголовной или иной ответственностью в случае, если гражданин попытается связаться и рассказать все членам семьи или знакомым.
Мошенникам не нужно, чтобы жертва консультировалась с другими людьми, которые могут распознать обман. И хотя закон о неразглашении данных предварительного расследования действительно существует, он действует только после того, как следователь получит соответствующую подписку и разъяснит гражданину его права в рамках уголовного дела. Если же звонившие упоминают о «неразглашении банковской тайны», то эта статья относится только к самим банкам и их сотрудникам.
— Спрашивают о сумме, которая хранится на всех счетах гражданина. Мошенникам нужно знать, сколько денег они смогут получить, и как много человек сможет снять в банкомате.
— Спрашивают, в каких банках гражданин хранит деньги, картами каких банков пользуется для оплаты покупок и получения заработной платы. Такая информация редко доступна злоумышленникам изначально. Чаще всего о будущей жертве они знают лишь ее имя и номер телефона.
— Вселяют недоверие к сотрудникам банка. Мошенники уверяют гражданина, что украсть его деньги хотят именно сотрудники банка, а значит доверять им и рассказывать о звонках «из полиции» нельзя. Так злоумышленники исключают для себя вероятность того, что жертва получит помощь извне и раскусит обман.
Неотъемлемой частью этой схемы является момент, когда жертва отправляется в банк, чтобы снять деньги. Так как речь чаще всего идет о крупной сумме, то получить ее без подтверждения своей личности у клиента вряд ли получится. Мошенники опасаются, что настоящие сотрудники банка смогут помочь жертве и отговорят ее снимать деньги. Поэтому во время всех действий с банкоматом они просят не контактировать с банковскими работниками и не сообщать им настоящую причину снятия средств с карты.
— Уверяют, что снятые гражданином деньги ему не принадлежат, а значит их обязательно нужно перевести на новый счет — уйти с ними домой просто так не позволят
— «Давят» банковскими терминами, законами и другой узкоспециализированной информацией. Задача мошенников — загрузить будущую жертву информацией так, чтобы у нее не осталось времени на рассуждения.
Что делать, если Вам позвонили и представились сотрудником правоохранительного органа?
Мошенники очень тщательно и скрупулёзно готовятся к звонкам своим потенциальным жертвам, ведь убедить их с каждым годом становится все сложнее. Они могут называться именами реально существующих сотрудников силовых структур и предлагать проверить эту информацию на официальных сайтах отделений.
Но самое убедительное для жертвы — это проверка официальных телефонных номеров. Если человек начинает сомневаться в словах мошенников, те используют последний козырь: предлагают гражданину посмотреть номер отделения полиции на его официальном сайте, а затем перезванивают с этого номера. Для этого злоумышленники пользуются технологию подмены номера, поэтому доверять любым номерам, с которых звонят «сотрудники» крайне не рекомендуется.
Единственный способ уберечь себя от обмана, если по телефону представляются сотрудниками силовых структур — повесить трубку и самостоятельно перезвонить на официальный номер отделения. Только в этом случае жертва гарантированно попадет на настоящих сотрудников, а не на мошенников. Помните:
Если в ходе телефонного разговора у вас возникли хоть малейшие сомнения в происходящем- положите трубку и перезвоните тому, кем представился звонивший. Это исключит факт общения с мошенником, позволит сохранить Ваши деньги, и, поможет убедиться, что происходит на самом деле. Если Вы стали жертвой мошенников, или у Вас имеются какие-либо иные вопросы к адвокату, можете оставить обращение ко мне на сайте удобным Вам способом, или позвонить по телефону 8-996-509-90-04, для получения бесплатной консультации.
С уважением, Ваш адвокат Илья Гуляев!

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Гуляев Илья Владиславович

Сталкивались ли Вы с телефонными мошенниками?

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo