Российское законодательство имеет богатую историю и постоянно развивается под влиянием политических, экономических, социальных факторов и потребностей населения. Несмотря на это, учет интересов граждан в законодательном процессе оставляет желать лучшего. Существующий механизм, основанный на представительстве в законодательных органах, не всегда эффективно отражает конкретные потребности населения.
Текущие приоритеты законотворчества в Российской Федерации должны соответствовать Конституции и служить реализации государственной политики.
Однако процесс принятия законов зачастую недостаточно упорядочен и оперативен, что негативно сказывается на их качестве. Многие из принимаемых законов требуют внесения изменений и дополнений, что свидетельствует о разрыве между законодательными органами и населением.
Существуют проблемы со стратегическим планированием законотворческой деятельности, что приводит к появлению “сырых” законов, требующих многочисленных изменений. Приоритеты законотворчества должны соответствовать критериям актуальности, отражения интересов большинства населения, соответствия действующему законодательству и грамотного использования юридических технологий. В реальности российский законодатель руководствуется верховенством Конституции, необходимостью кодификации законодательства, соответствием государственной политике и обеспечением ее реализации.
Основные приоритеты законодательной деятельности определяются реализацией целей политического и экономического секторов государства. В Российской Федерации, согласно Конституции, народ является источником власти и осуществляет законодательные полномочия через избранных представителей.
Референдумы, как инструмент прямого волеизъявления, используются редко из-за организационных и финансовых трудностей, а также несовершенства законодательства. Несмотря на это, общественное мнение оказывает влияние на законодательную работу.
Законодательным органам необходимо поддерживать баланс между интересами государства и граждан, чтобы избежать потери легитимности. Необходимо активное вовлечение граждан в законодательный процесс, включая общенациональные обсуждения законопроектов, для более точного отражения общей воли и защиты от узких групповых интересов.
Это позволит оценить законопроекты с точки зрения их социальной обоснованности и полезности, а также определить, насколько они способны решить реальные социальные проблемы.
Для повышения роли граждан необходимо:
- расширять возможности участия (законодательная инициатива, ознакомление с законопроектами, референдумы);
- привлекать экспертов и общественные объединения к обсуждениям;
- повышать правовую культуру;
- совершенствовать правовое регулирование (внедрение законотворческих инициатив граждан через онлайн-платформы).
Важно законодательно закрепить перечень вопросов для всенародного голосования и механизм учета мнений. Это требует активного функционирования всех форм участия граждан в законодательном процессе на всех уровнях, что должно быть отражено в федеральном законодательстве.