27.02.20г ПАО (ОАО) Сбербанк России – далее Банк обратился в суд о взыскании задолженности по кредитному договору с наследников Р и К перешедшего к ним наследственного имущества умершей Н. Суть дела Банк и Н заключили кред.договор и страхование жизни заемщика от 20.02.14г по программе коллективного добровольного страхования. 13.12.14г заемщик Н – умерла, наследниками стали Р и К.
По условиям договора — Страховщиком являлась ООО СК Сбербанк страхование, страхователем и выгодоприобретателем являлся Банк, по всем страховым событиям, в т.ч. после смерти застрах.лица по любой причине. Суд 1ой инстанции, решил взыскать с Р и К солидарно задолженность по обязательствам, исходил из того что наследники принявшие наследство заемщика Н. отвечают по долгам наследодателя.
Суды апелляционной и кассационной инстанции согласились с выводами 1ой инстанции. Верховный суд РФ не согласился с выводами судов, т.к. нарушены нормы материального и процессуального права. Согласно п.1 ст 934 ГК РФ, право на получение страх.суммы принадлежит лицу в пользу которого заключен договор. п.1 п.3, ст.961 ГК РФ, если договором предусмотрен срок способ уведомления, оно должно быть исполнено в срок страхователем и выгодоприобретателем, если намерен воспользоваться страх.возмещением.
При рассмотрении дела суд не дал оценки, что заемщик Н. являлась участником организованной Банком программы страхования. Банк имел возможность погасить задолженность заемщицы Н. после смерти, за счет страхового случая, заключенного между Банком и Страховщиком. Судом установлено Банк и страховщик в одном лице, не уведомил Страховщика о наступлении страх.случая, т.к. его обязанность лежала по обращению к Страховщику за застрах.выплатой.
Наследники несут ответственность по долгам наследодателя в случае, законного отказа Страховщика в выплате страхового возмещения. ВС РФ отменил судебные постановления и направил на новое рассмотрение в суд 1ой инстанции. №24-КГ22-6-К4 от 15.11.22г