Как и любые другие, интеллектуальные права (права на интеллектуальную собственность) охраняются законом и подлежат защите, в случае их нарушения.
Интеллектуальная собственность – это исключительное право авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Объекты интеллектуальной собственности и являются те самые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охраняемые законом. Объектом интеллектуальной деятельности может быть логотип компании, написанное автором стихотворение, музыка, фирменное наименование, товарный знак, научное открытие, произведение искусства, ноу-хау (секреты производства), компьютерные программы, даже права на выведенный фермером новый сорт растения, и др.
Приближенно к реалиям повседневной жизни, объектами интеллектуальной собственности, например, малого бизнеса чаще всего является фирменно наименование и логотип. К примеру, даже наклейки на стаканчики кофе, конкретной кофейни являются объектом интеллектуального права, или например, фирменная бирка ателье.
Зачем и когда приходится защищать интеллектуальные права? Если какое-либо лицо присваивает себе чужой результат интеллектуальной деятельности, начинает использовать его в своих интересах и необходима защита интеллектуальных прав. Иначе, подобная ситуация может привести как к финансовым, так и к репутационным потерям (как в случае с незаконным использованием товарного знака).
Однако, нужно быть внимательными к тому, чтобы объект интеллектуальной собственности быт надлежащим образом зарегистрирован. Именно тогда он будет защищен законом. Существует несколько вариантов защиты интеллектуального права.
1) Если вы разработали изобретение необходимо зарегистрировать патент. Он действует от 5 до 20 лет. Если вы считаете, что ваше изобретение присваивает кто-то другой, и при этом у вас патент а это изобретение, для защиты своего права необходимо подать заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности ( в ФИПС).
2) Если вы разработали логотип, этикетку, бирку и т.п., необходимо зарегистрировать товарный знак. О действует 10 лет, затем нужно регистрировать заново. И в случае когда иное лицо будет использовать ваш логотип, ваше право на этот логотип будет защищено. Для реализации этого механизма защиты, также необходимо отправить заявку в ФИПС.
3) Отдельно возможно выделить такой способ защиты интеллектуальной собственности, как собственное обозначение авторства на объектах (например, подписи автора на фотографиях, указание даты, возможно даже заверение нотариусом созданных объектов (рисунков, текстов), хранение подлинников. Такие способы защиты будут действовать пожизненно для автора и 70 лет после его смерти. Однако, подходят они не для всех объектов интеллектуальной собственности.
4) Если вы, например, разработали собственный рецепт блюда или придумали какой-либо еще секрет производства, то вам подойдет регистрация ноу-хау. Интересно то, что действует такой способ защиты пока ваше ноу-хау является тайным (конфиденциальным). Другими словами, способ защиты действует пока секрет производства является секретом. И использовать его возможно как можно более длительным обеспечением конфиденциальности.
Говоря про защиту интеллектуальных прав, необходимо сказать, что следить нужно еще и за тем, чтобы не нарушить эти права. Потому что такое может произойти даже неумышленно. За этим могут последовать как отказ в регистрации вашего объекта, так и финансовые потери.
Например, товарный знак можно проверить на сходство с другими, уже зарегистрированными знаками, чтобы избежать случайного повтора и отказа в регистрации. Проверить можно в платном разделе базы данных ФИПС (Федерального института промышленной собственности) и других интернет ресурсах.
Но и, естественно, умышленно присваивать объект интеллектуальной собственности. На примере товарного знака можно указать что в суде его правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.