Ирина обратилась в суд с иском к Евгению о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества в равных долях, ссылаясь на то, что с 2000 года состоит в браке с ответчиком, семейные отношения между ними прекращены. В период брака сторонами нажито имущество, состоящее из двух земельных участков и автомобиля. Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, исковые требования удовлетворены частично. Брак между сторонами расторгнут. За Ириной признано право собственности по автомобиль, с взысканием компенсации в пользу Евгения, в размере ½ от рыночной стоимости автомобиля. В удовлетворении иных исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований о разделе спорных земельных участков, суд исходил из того, что данные объекты недвижимости не относятся к общему имуществу супругов, поскольку получены супругом по безвозмездной сделке. Верховный Суд Российской Федерации проверяя законность принятого решения признала, усмотрели существенное нарушение норм материального права. К имуществу, нажитому супругами во время брака, относятся доходы каждого из супругов, а также денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения.
Любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Вместе с тем имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью. Спорные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка, ранее предоставленного ответчику на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование, в период брака. Поскольку платы в денежном выражении за данные участок не было, суды ошибочно полагали, что участок получен по безвозмездной сделке.
Согласно действующего законодательства гражданские права и обязанности возникают на основании не только сделок, но актов государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, законодатель разграничивает в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей договоры (сделки) и акты государственных органов, органов местного самоуправления и не относит последние к безвозмездным сделкам. Бесплатная передача земельного участка одному из супругов во время брака на основании акта органа местного самоуправления не может являться основанием его отнесения к личной собственности этого супруга.
Таким образом, право собственности у бывшего супруга на спорные участки возникло не на основании безвозмездной сделки, выводы судов об отнесении данного спорного имущества к личной собственности противоречит закону. При таких обстоятельствах оснований для отказа бывшей супруге в требовании произвести раздел спорных земельных участков между супругами у суда не имелось.