Я хочу засудить СМИ за статью!

03.05.2023

(обновлено 03.05.2023)

4 мин

121

Гражданское право

Как это сделать правильно? Ежегодно российские компании судятся со СМИ и обычными россиянами, чтобы защитить свою деловую репутацию.

Как это сделать правильно?
Ежегодно российские компании судятся со СМИ и обычными россиянами, чтобы защитить свою деловую репутацию. В среднем количество дел о защите деловой репутации растёт на 20-30%. Так, в 2015 году арбитражные суды рассмотрели 669 исков о защите деловой репутации, а в 2019 году – количество рассмотренных исков уже приблизилось к 900. При этом суды удовлетворяют требования компаний-истцов примерно в каждом третьем случае.

Как часто суды удовлетворяют иски о защите деловой репутации.
Юристы считают дела о защите деловой репутации сложными. И вот почему: истец должен доказать три факта.

  1. Факт сформированной репутации в той или иной сфере до публикации порочащего высказывания.
  2. Факт ущерба, то есть наступления неблагоприятных последствий, после распространения порочащего высказывания.
  3. То, что распространённая информация не соответствует действительности и имеет порочащий характер. Доказать порочащий характер сведений помогает лингвистическая экспертиза, которая в большинстве случаев ложится в основу судебного разбирательства.

Что компания может потребовать с ответчика за публикацию? Что именно исследует лингвистическая экспертиза? Как зафиксировать порочащую репутацию статью?
А для начала рассмотрим поучительную историю из недавней судебной практики. 

Может ли конструктивная критика опорочить репутацию компании?
Журналист опубликовал статью о проверках в территориальной энергетической компании по поводу загрязнений атмосферы. Узнал об этом он из публикации правозащитника в одной из соцсетей.
В своём посте правозащитник поделился с подписчиками сведениями о том, что услуги энергокомпании якобы не соответствуют требованиям безопасности жизни и здоровья. Соцсетями правозащитник не ограничился и направил жалобу в Следственный комитет РФ.
В компании статью прочитали и решили судиться с медиагруппой, которая её разместила, автором материала и правозащитником. Компания настаивала, что статья и комментарий в соцсетях несут порочащий характер и требовала опровержения.
Суд назначил лингвистическую экспертизу. Эксперт-лингвист должен был ответить на четыре вопроса:

  1. Содержат ли спорные фрагменты статьи негативные сведения о компании?
  2. В какой форме выражены эти фрагменты: утверждение о фактах, мнение, предположение, оценочное суждение?
  3. Повлекут ли эти высказывания то, что у читателя сформируется негативное отношение к компании?
  4. Несут ли эти высказывания оскорбительный характер по отношению к компании?

Эксперт сделал вывод о том, что статья рассказывает о проблеме загрязнённости воздуха и содержит негативную информацию о компании. Информация выражена в нескольких формах: утверждение о фактах, мнение, предположение, оценочное суждение. Эксперт лингвист также подчеркнул, что ключевым в статье было мнение правозащитника.
Судьи учли выводы эксперта-лингвиста и решили, что статья мало того, что корректная, к тому же представляет общественный интерес. А критическая оценка, которая стала базой для публикации, не может опорочить репутацию. Поэтому судьи отказали энергетической компании.

Что компания может потребовать через суд?

  • удалить информацию;
  • признать информацию недостоверной и (или) порочащей честное имя компании или предпринимателя;
  • взыскать компенсацию, в том числе морального вреда в пользу физического лица;
  • взыскать убытки.

С чего начать, если намерены защитить деловую репутацию компании?

  1. Зафиксируйте факт распространения порочащих сведений. Например: сохраните выпуск журнала или газеты, запишите на видео телепередачу, сделайте запись с публичным выступлением, заверьте у нотариуса скриншот порочащего высказывания в интернете, в котором есть указание на дату и время.
  2. Проверьте срок исковой давности по делам о распространении порочащих сведений СМИ. Срок составляет один год со дня публикации (см. п.10 ст.152 ГК РФ).
  3. Обратитесь за юридической консультацией. Можно обсудить на консультации следующие вопросы: Что требовать от ответчика? Есть ли вероятность положительного исхода судебного процесса? Как выстроить стратегию защиты своей деловой репутации в суде? Какие вопросы лучше задать эксперту-лингвисту? Как доказать свою позицию в суде?
  4. Закажите досудебную лингвистическую экспертизу. Экспертам понадобится ссылка или скриншот страницы со спорным высказыванием, возражения ответчиков, протоколы судебных заседаний. Серьёзный подход к сбору информации для лингвистической экспертизы поможет специалистам рассмотреть все толкования и аргументы сторон, чтобы квалифицировать форму высказывания и помочь компании выиграть процесс.

Материал подготовлен специалистами Институт судебных экспертиз и криминалистики,
Тел.: 8(800) 500-76-44
Сайт: ceur.ru

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo