В последнее время мы много обсуждали кризис и его влияние на российский бизнес. Новый материал более универсальный. Сегодня мы поделимся простыми практическими советами по выстраиванию отношений с контрагентами.
Использование этих понятных и простых мер поможет Вам избежать споров и свести к минимуму саму возможность нарушения Ваших прав.
Сразу оговоримся, что речь пойдет о сделках с отложенным моментом исполнения (например поставка, оказание услуг, выполнение работ), а не о розничной купле – продаже, где товар – результат, выдается сразу же при оплате.
Откуда берутся споры?
Из практики я выделяю 3 основных причины конфликтов в бизнесе:
- Неисполнение основного обязательства по договору (товар не поставлен, услуга не оказана и т.д.)
- Неуплата цены (гонорара)
- Обе причины совместно (одна сторона не выполняет договор, а вторая не платит)
Как избежать приведенных ситуаций, или, если это будет невозможно, быть в подготовленной, сильной позиции?
— Основное оружие в борьбе с недобросовестностью это договор. В законодательстве предусмотрены все достаточные меры, чтобы защитить свои права.
Чем плохи образцы договоров из открытых источников, заполненные не юристом?
Дело в том, что они, зачастую, содержат один из следующих недостатков:
1) Не предусмотрены все варианты недобросовестности
Нередко в документах зафиксированы обязанности сторон, но полностью отсутствует какой – либо механизм принуждения или, он настолько неэффективен, что не может повлиять на нарушителя.
Иначе говоря, написано, что «партнер» должен делать, но нет ответа на известный вопрос: «А то чё?»
2) Заказчик соглашается на полную предоплату
Классический пример спора – деньги уплачены, а товар не поставлен (услуга / работа не выполнена)
Зачем рисковать всей суммой оплаты? Мы советуем всем клиентам – заказчикам дробить услугу (работу) на несколько этапов, а поставку товара на несколько партий. За каждым этапом (партией) должна следовать оплата.
Если Ваш контрагент окажется недобросовестным, он не станет работать на первом же этапе, но и Вы тогда рискуете потерять только часть стоимости работ (услуг).
Многие предприниматели доверяются полностью малознакомым контрагентам и платят полную предоплату, что приводит к потере большей суммы денег. Не надо так!
3) Исполнитель соглашается на оплату по факту
Здесь ситуация аналогичная, но с другой стороны. Вы полностью поставили товар (выполнили услугу или работу), а оплаты не поступило.
Совет тот же. Раздробите свое обязательство на части и требуйте оплату за каждый этап.
Помните! Вы, и как исполнитель, и как заказчик, можете требовать предоплаты в свою пользу. Кстати, если весь объем работ (услуг) раздроблен, то контрагент вероятнее согласиться на предоплату, рискуя потерять деньги, лишь за один этап.