Принципы взаимодействия. Как не потерять деньги? (ч.2)

13.01.2023

(обновлено 13.01.2023)

4 мин

8

Гражданское право

Ранее мы говорили о том, что договор должен предусматривать все варианты нарушения договоренностей, но какие факторы учесть?

Ранее мы говорили о том, что договор должен предусматривать все варианты нарушения договоренностей, но какие факторы учесть?

Условно их можно разделить на 3 группы

  1. Качество
    К этой группе относятся все требования к качественным характеристикам товара (работ / услуг). Все поломки, повреждения или, например, все случаи, когда невозможно использовать товар по назначению.
  2. Срок
    Эта группа включает все случаи нарушения сроков. Любой договор содержит в себе и момент оплаты, и момент исполнения (поставки товара, выполнения работ, оказания услуг).
  3. Объем и ассортимент

Количество и особые характеристики товара отнесем к этой группе. Естественно, покупатель хочет получить товар в нужном ему объеме при этом в рамках согласованного ассортимента (цвет, фасон, размер и т.д.)

Важно!  Хороший договор содержит, как требования к товару (работе / услуге) по всем 3 группам характеристик, так и санкции в случае нарушения договоренностей.

Какие санкции применять?

Мы советуем нашим клиентам комплекс мер, которые наиболее эффективны.

Вот они:

  1. Приостановление оплаты + отсрочка
  2. Наложение штрафа (неустойки)
  3. Право на расторжение договора

Рассмотрим каждый пункт в отдельности.

1) Самое главное средство воздействия и вместе с тем самое гуманное это приостановление оплаты.

Мы живем и строим бизнес в условиях кризиса. Любой может столкнуться с трудностями и в абсолютном большинстве случаев, предприниматели готовы идти на встречу друг — другу. Но помогать контрагентам нужно грамотно, чтобы самому не нарушить договор.

Рассмотрим для примера ситуацию, когда первая партия товара оплачена, но в срок ее Вам не поставили. Допустим, подходит срок для оплаты следующей партии. В указанном случае можно оказаться в дурацкой ситуации, когда Вы не получили товар, но уже обязаны платить за следующую партию.

Именно поэтому договор должен включать право покупателя приостановить оплату до тех пор, пока поставщик не поставит уже оплаченную партию (этап работ / услуг).

Вместе с приостановлением новых выплат нам также нужно побудить нашего поставщика исправиться, как можно быстрее, и поставить оплаченный товар.

Поэтому мы предложим ему отсрочку исполнения, но ограничим ее конкретной датой.

Таким образом, мы говорим своему партнеру примерно следующее:

«Я понимаю, что у тебя возникли трудности, уважаемый партнер. Поэтому я пойду тебе на встречу. Оплачивать следующую партию товара, я не могу по понятным причинам, поэтому приостанавливаю оплату. Но я искренне надеюсь, что ты исполнишь свои обязательства и все же поставишь мне товар. Я прошу тебя сделать это не позднее определенной даты, иначе нам придется прекратить сотрудничество».

2) Штрафы и неустойки

Этот механизм мы рассматриваем, как лучший способ мотивации.

Допустим, мы приостановили оплату и предложили новый срок контрагенту. Но ведь этого может быть недостаточно. Что если наш партнер будет вести себя совсем не по – партнерски?

На такой случай в договоре должна быть предусмотрена неустойка. Чаще всего ее включают в качестве определенной суммы за каждый день просрочки.

В таком случае, комплекс применяемых мер будет следующим:

  1. Мы приостановили оплату
  2. Дали отсрочку
  3. И наложили неустойку на каждый день просрочки

В нашем примере нерадивый поставщик будет нести уже не только репутационные, но и финансовые потери, что и создаст у него мотивацию выполнить условия договора, как можно скорее.

3) Последняя мера воздействия, которую мы рассмотрим это расторжение договора.

В бизнесе нет место эмоциям, во всем нужен прагматичный подход. Если контрагент, не смотря на примененные к нему меры, все равно не выполняет договор, то зачем нам обременять себя обязательствами?

В описанном случае, дальше взаимодействие не получится, нужно расторгать договор.

В дальнейшем, нужно будет требовать от контрагента возврата уплаченных денег в досудебном порядке (претензионном). Если и это ничего не даст, то придется обратиться в суд.

В применяемой нами схеме взаимодействия, комплекс мер будет следующим:

  1. Мы приостановили оплату
  2. Дали отсрочку
  3. Наложили неустойку на каждый день просрочки
  4. Расторгли договор и потребовали возврата денег

Чем хороша такая схема взаимодействия?

  • Убытки минимизированы (предоплата была только за часть товара (работ / услуг)
  • Риски снижены (если права нарушаются, мы сразу же приостанавливаем действие договора)
  • Предусмотрен механизм исправления ситуации (мы можем пойти на встречу и дать время для решения контрагентом его проблем, а не сразу расторгать договор)
  • Предусмотрены механизмы мотивации (время на исправление ситуации ограничено и установлена неустойка)
  • Наши права защищены (мы вправе расторгнуть договор и не участвовать бессмысленных соглашениях)

Мы рассмотрели способы улучшить взаимодействие с партнерами. Применение наших советов поможет Вам снизить риски и защитить Ваши права!

Нам важно знать, как Вы оцениваете материал на тему взаимодействия в бизнесе? Поделитесь в комментариях!

_______________________
Задать вопрос vk.me/stryar
Бесплатная консультация юриста vk.cc/c7iCPy

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Трегубов Тимофей Игоревич

Пишите комментарии, мне важно Ваше мнение!

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo