С точки зрения здравого смысла любой перевозчик, принимая груз от грузоотправителя, должен убедиться в том, что он получил именно то, что указано в документах и в соответствующем количестве. Ведь он несет ответственность за сохранную перевозку и передачу грузополучателя этого груза. Одной из значимых характеристик груза является его вес.
Для железнодорожной перевозки обязанность определить вес груза в вагоне законом возложена на грузоотправителя. Кроме того, что перевозчик особожден от обязанности обеспечивать взвешивание груза, это дает ОАО «РЖД» еще одно неочевидное преимущество: возможность взыскать пятикратную, а то и десятикратную провозную плату, при обнаружении перегруза.
На сегодняшний день, практически на всех крупных станциях ОАО «РЖД» оказывает услугу по взвешиванию груза. Но если грузоотправитель попытается при этом указать в ж.д. накладной, что вес груза был определен перевозчиком, последний, как это не пародоксально, будет настойчиво возражать.
Законодательно установлен следующий порядок. Согласно п. 33 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (Приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374):
При предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель указывает в накладной их массу и предельную погрешность ее измерения в случае определения массы посредством взвешивания, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.
В соответствии с п. 38 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (Приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374).
Взвешивание грузов обеспечивается:
- перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования;
- грузоотправителями при обеспечении ими погрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования.
На основании п. 147 Приказ Минтранса России от 27.07.2020 N 256:
В графе 26 «Масса определена» накладной, заполняемой грузоотправителем (отправителем) на станции отправления, при определении массы груза грузоотправителем (отправителем) или перевозчиком указывается, кем определена масса груза.
Таким образом, графу 26 ж.д. накладной заполняет грузоотправитель, а не перевозчик. Грузоотправитель может указать на то, что взвешивание осуществлял перевозчик. Перевозчик не имеет права отказать в согласовании «заготовки» трансопртной железнодорожной накладной. Однако, в силу закона, лицом, указавшим сведения о массе груза в накладной, в любом случае, останется грузоотправитель. Соответственно и ответственность за искажение этих сведений останется на грузоотправителе.
Данные ситуации встречаются в судебной практике, так в деле № А60-52716/2012 с ООО «Тупик» была взыскана неустойка за искажение информации о массе груза в вагоне, несмотря на то, что груз взвешивало ОАО «РЖД», а в деле №А60-48725/2013 по иску ООО «Тупик» данная неустойка в виде убытков была обратно взыскана с ОАО «РЖД».
Очевидно, что в первом деле была допущена судебная ошибка, суд мог, опираяся на ст. 404 ГК РФ отказать ОАО «РЖД» во взыскании неустойки. Однако, данное судебное решение поддержали все инстанции, а вот следующее судебное дело грузоотправителю удалось выиграть с большим трудом лишь в суде кассационной инстанции. К сожалению, довольно часто в делах с участием ОАО «РЖД» суды стараются слышать именно перевозчика.
Какие выводы можно сделать из данной ситуации?
Чтобы взыскать с ОАО «РЖД» убытки или возражать против взыскания неустойки по ст. 98, 102 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» в случаях, когда вес груза в вагоне определял перевозчик нужно представить:
- договор, по условиям которого ОАО «РЖД» обязалось оказать или организовать оказание услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе взвешивание груза;
- согласованную заявку на взвешивание конкретного вагона;
- накопительную ведомость;
- сведения о результатах взвешивания с отметкой в книге перевесок ГУ-36.