Неточности в ст. 50 ГПК РФ
Анализ действующего законодательства Российской Федерации (ГК и ГПК РФ) в части юридической сущности представительства, позволяет сделать вывод о том, что:
- его признаки заключаются в совершении сделок или других правомерных юридических действий и имеет исключительно юридическую природу;
- представитель в отношениях с третьими лицами действует от имени и в интересах представляемого;
- представитель совершает сделки или иные правомерные юридические действия с целью создать для представляемого такие правовые последствия, которые могли наступить, если представляемый сам осуществлял процесс;
- представитель должен иметь полномочие на совершение сделки или иного правомерного юридического действия;
- полномочие, необходимое для существования представительства, должно подкрепляться законодательно.
Исследование института представительства позволяет сделать выводы о том, что у него нет единой отраслевой принадлежности. Данное обстоятельство вызывает спор в научной литературе и не находит единую точку зрения. Одни ученые рассматривают представительство как институт гражданского права, другие как совокупность процессуальных отраслей права. Можно сделать вывод, что институт представительства является сочетающим (многоотраслевым) институтом, в котором, преимущественное место занимают гражданско-правовые нормы.
Исследование субъектов представительства позволяет сделать вывод о том, что представителем может выступать лицо обладающие полной дееспособностью либо юридические лица, если это не противоречит целям, указанным в их учредительных документах.
Анализ норм гражданского и процессуального законодательства, приводит к выводу о наличии трех видов представительства. К ним относятся:
- добровольное представительство (представители, выполняющие свои функции на основании доверенности либо договора);
- законное представительство (представители, действующие на основании акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
- представители, исполняющие свои функции в силу должностных обязанностей); представитель по назначению суда (представители, действующие от имени и в интересах другого лица).
В результате исследования теоретических основ о правовой сущности полномочий представителя мы приходим к выводу, что полномочие представителя следует рассматривать как субъективное право.
На практике можно встретить случаи злоупотребления правом со стороны процессуальных представителей, возникают и ситуации, когда они прямо действуют во вред лицу, интересы которого представляют.
Необходимо закрепить эти цели в ГПК РФ, а именно: представление интересов, т. е. осуществление защиты прав и интересов представляемого лица и оказания квалифицированной юридической помощи ему при производстве по гражданскому делу. Чтобы избежать на практике случаев злоупотребления правом со стороны процессуальных представителей, в ГПК РФ нужно прописать персональную ответственность представителей за такие действия.
Судебное представительство является институтом, основное назначение которого сводится к защите прав, свобод и законных интересов граждан. Их существование обусловлено, прежде всего, тем, что не каждый может самостоятельно вести дело в суде. Для этого требуется не только определенный уровень знаний законов, но и практические навыки работы в суде. Процесс совершенствования законодательства практически бесконечен. В процессе развития современного демократического общества всегда будут возникать новые вопросы, требующие правового урегулирования.
Как подтверждение данного вывода, законодателем были введены поправки норм ГК И ГПК. С 1 октября 2019 г.вступил в законную силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ, которым введено требование об обязательном высшем юридическом образовании для представителей сторон по гражданским и арбитражным делам. Так, в Гражданском процессуальном кодексе теперь предусмотрено, что представителями в суде общей юрисдикции помимо адвокатов могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности.
Исключение – дела, подлежащие рассмотрению мировыми судьями или районными судами; для них специальных требований к статусу или квалификации представителя законом не установлено.
- Приведенные требования также не распространяются на законных представителей и на отдельные категории лиц, например, на патентных поверенных в спорах, связанных с правовой охраной интеллектуальной собственности, арбитражных управляющих в делах о банкротстве, профсоюзы, которые защищают в суде интересы своих членов.
- Схожие требования и исключения установлены и для представителей в арбитражном процессе.
- А аналогичное требование к наличию высшего юридического образования у представителей, содержащееся в Кодексе административного судопроизводства и до вступления рассматриваемых поправок в силу, теперь дополнено альтернативным требованием – “либо ученую степень по юридической специальности”.









