Часто прокуроры после вступления приговора в силу обращаются с гражданским иском в суд о признании тех или иных сделок, за совершение которых осудили людей, недействительными и просит суд взыскать их в пользу государства. Прокурор обращаясь в суд о признании недействительными сделок по передаче денежных средств в виде взяток и применении последствий их недействительности путем взыскания указанных денежных средств в доход РФ фактически пытается через нормы ГК «докрутить» приговор до конфискации.
Верховный Суд Российской Федерации, в своем Определении от 05.12.2023 № 51-КГ23-6-К8 указал судам на то, что по гражданскому иску суды не вправе конфисковать имущество, ссылаясь на нормы УК РФ. Сделки в понимании ГК и УК влекут разные последствия.
Признание сделки ничтожной на основании ст. 169 ГК влечет общие последствия, предусмотренные ст.167 этого кодекса, в виде двусторонней реституции, а взыскание в доход РФ всего полученного по такой сделке возможно в случаях, предусмотренных законом.
Нормы Уголовного кодекса о конфискации имущества не могут рассматриваться в качестве закона, устанавливающего гражданско-правовые последствия недействительности сделок.
Ответчика по иску прокурора осудили и ему назначено наказание, но конфискацию имущества, предусмотренную УК, суд в отношении него не применил. А применение принудительных мер уголовно-правового характера (конфискация) в порядке гражданского судопроизводства, тем более после вступления в законную силу приговора суда, является недопустимым, поскольку никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление При этом гражданское судопроизводство не может использоваться для исправления недостатков и упущений уголовного процесса, если таковые имели место.