На представленном фото типичная дорожная ситуация, когда один водитель «подрезает» другого. В рассматриваемой ситуации всё обошлось, но, если бы автомобиль, которому создали помеху, отклонил руль влево, то… он как раз вылетал в лоб встречному автомобилю. А тот, кто «подрезал» поехал бы дальше и даже не притормозил бы.
Что было бы в результате? В лучшем случае два разбитых автомобиля, которые не нарушали правил дорожного движения.
Сейчас кто-то скажет, что, мол, раз положено по правилам тормозить, так и нечего вилять на встречку.
Да, в ПДД так написано, но подсознательные рефлексы тоже никто не отменял. Да и изначально водитель белого автомобиля ехал по правилам и никого не трогал.
Или же водитель белого автомобиля мог просто резко затормозить и тут же почувствовать, как кто-то сзади него затормозить не успел.
Но хуже всего, если такое происходит не просто по глупости при перестроении, а умышленно, когда один водитель начинает «учить» другого уму-разуму.
Кто виноват?
В представлении водителей ДТП — это столкновение двух и более транспортных средств между собой или наезд на пешехода, например. Но разве справедливо наказывать водителя, который, уходя от столкновения, сталкивается с другим автомобилем или резко тормозит и тем самым самым создаёт внезапную помеху для едущего позади него автомобиля, который в него врезается?
Ответ очевиден — нет, не справедливо.
Суд решил
Судебная практика такова, что водителей транспортных средств, которые создали бесконтактную помеху другим водителям, признаю виновными в ДТП. Практика уже многолетняя и устоявшаяся на уровне Верховного Суда РФ.
К слову. К бесконтактному ДТП также относится и падение груза.
Но не всё так просто.
В чём проблема?
Проблема заключается в доказывании. Это самая главная часть любого судебного процесса. А при ДТП процесс доказывания усложняется динамикой происшествия. Всё происходит в движении. Соседние водители или пешеходы просто не успевают ничего увидеть, а, если и увидели, то отыскать их после ДТП невероятно проблематично.
Остаётся надежда только на запись видеорегистратора. Это поистине спасение в такой ситуации. Правда. если повезёт и происшествие попадёт в объектив. А, если дело будет ночью? Тоже проблема.
Что делать после ДТП?
Если произошло подобное бесконтактное ДТП, то пострадавшему водителю необходимо зафиксировать телефоны и адреса свидетелей и найти видеозаписи. Естественно, всё оформляется как при обычном стандартном ДТП. Вызывайте экипаж ГИБДД.
Страховка.
За возмещением вреда необходимо обратиться в страховую компанию. Но чью? Верховный Суд РФ дал конкретные разъяснения при ответе на данный вопрос.
См. п. 13 Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.)
Если коротко, то в п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» указано, когда можно обратиться в свою страховую компанию.
Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что при отсутствии хотя бы одного из условий для прямого возмещения убытков, предусмотренных п. 1 ст. 14.1 Закона об ОСАГО, заявление о страховой выплате подается в страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность причинителя вреда.
Что это значит?
Это значит, что, если виновник установлен, то обращаемся в его страховую, если виновник не установлен — в свою.
P.S.
Наверное, намного упростили бы разбор ДТП установленные в автомобилях приборы, аналогичные «чёрным ящикам» на самолётах.