Законодательные требованиях к деятельности, связанной с обращением криптовалюты

23.06.2025

7 мин

0

Прочее

На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует понятие «криптовалюта». Данное понятие лишь изредка встречается в

На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует понятие «криптовалюта». Данное понятие лишь изредка встречается в письмах ФНС РФ, в которых она проводит аналогию криптовалюты с цифровой валютой, получившей своё отражение в законодательстве, а также в которых ФНС порой отождествляет данные понятия. Однако, в законодательстве какое-либо упоминание о том, что цифровая валюта и криптовалюта являются идентичными, отсутствует.

Кроме того, не смотря не то, что в Федеральном законе от 31.07.2020 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте»отражена деятельность, связанная с цифровой валютой, одноименный вид деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности отсутствует. Данные вводные порождают следующим вопросы, подлежащие исследованию в рамках настоящего отчёта:

1. Каковы законодательные требования к обращению цифровой валюты?

2. Имеют ли право резиденты РФ осуществлять деятельность, связанную с обращением цифровой валюты, при отсутствии данного вида деятельности в ОКВЭД?

3. Подлежит ли лицензированию деятельность, связанная с цифровой валютой?

4. Имеется ли в дружественных странах опыт легализации и полноценного законодательного урегулирования деятельности, связанной с обращением цифровой валюты?

5. Каковы общие выводы?

 

1.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ

В российском законодательстве в полной мере не урегулированы многие вопросы, связанные соборотом самой цифровой валюты. Так, например, в ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте» даётся лишь определение понятий «выпуск» и «организация обращения» цифровой валюты в РФ (майнинг), а также в ст. 14.2, 14.3 ФЗ №259 перечислены требования и условия, предъявляемые к лицам, задействованным в майнинге, но при этом отсутствуют сведения об основаниях и условиях передачи цифровой валюты третьим лицам, о требованиях, предъявляемых к данным лицам, о лицензировании, об ограничениях, связанных с реализацией и тд:

В соответствии с п. 2, п. 3 ст. 14 ФЗ №259 под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами. Под организацией обращения в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры.

Таким образом, ст. 14 ФЗ №259 содержит лишь лаконичное упоминание возможности передавать цифровую валюту третьим лицам, осуществлять передачу от одного обладателя к другому с целью совершения гражданско-правовых сделок без соответствия прочимдополнительным требованиям и критериям. Следовательно, учитывая, что основным законом, регулирующим правоотношения с цифровой валютой, является ФЗ №259, который не содержит многочисленные требования и ограничения, мы вправе сделать вывод о том, что условия данного закона трактуются дословно и деятельность, связанная с обращением цифровой валюты, прочимограничениям не подлежит.

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТОЙ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАННОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКВЭД

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности отсутствует деятельность, связанная с цифровой валютой. Наиболее похожим видом деятельности по ОКВЭД является 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая».

В соответствии с письмом ФНС от 22.08.2019 г. № СА-17-2/229@ возможно организациям заниматься иной деятельностью кроме той, которая соответствует присвоенному коду по ОКВЭД. Коды определяются юридическим лицом самостоятельно. При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для госрегистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД, в том числе соответствия сведений о кодах организационно-правовой форме юрлица. Указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой организации заниматься иными видами деятельности.

Следовательно, как поясняет ФНС, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности и не свидетельствует о получении ею необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, позиция ФНС допускает осуществлять виды деятельности, отсутствующие в ОКВЭД. Отсутствие деятельности, связанной с цифровой валютой в ОКВЭД, не ограничивает резидентов РФ в праве на осуществление такой деятельности.

Стоит отметить, что вышеупомянутая деятельность является не единственной, не нашедшей места в ОКВЭД. На настоящий момент деятельность блогеров, СММ-менеджеров, нутрициологов и прочих представителей различных сфер деятельности аналогичным образом не отражена в законодательстве. Однако, учитывая позицию ФНС и отсутствие прямых запретов, данный факт не является препятствием к открытому ведению данных видов деятельности.

 

3. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТОЙ

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечне видов деятельности, на которые требуются лицензии, отсутствует деятельность, связанная с цифровой валютой.

Согласно п. 3 ст. 12 указанного ФЗ №99 введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Следовательно, отсутствие деятельности, связанной с цифровой валютой, в ст. 12 ФЗ №99, свидетельствует об отсутствии необходимости в лицензировании.

 

4. ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТОЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПРАВОВОЕ СРАВНЕНИЕ

В зарубежных странах, в том числе в странах СНГ, деятельность, связанная с оборотом криптовалюты, частично подлежит законодательному регулированию.

21 декабря 2017 г. в Республике Беларусь вступил в законную силу Декрет Президента №8 «О развитии цифровой экономики», согласно которому постановлено создать условия для внедрения в экономику Республики Беларусь технологии реестра блоков транзакций (блокчейн). Пункт 2 указанного Декрета регламентирует следующих участников криптовалютного рынка: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, операторы криптоплатформ, операторы обмена криптовалют.

Юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели наделены правамивладеть токенами и совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены.

Оператором криптоплатформы (криптобиржи) является резидент Парка высоких технологий, далее – «ПВТ», предоставляющий с использованием информационной системы физическим и (или) юридическим лицам, в том числе нерезидентам Республики Беларусь, возможность совершения междусобой и (или) с оператором криптоплатформы следующих сделок (операций): отчуждение, приобретение цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги; обмен цифровых знаков (токенов) одного вида на цифровые знаки (токены) другого вида; иных сделок (операций) в соответствии с требованиями настоящего Декрета.

Оператором обмена криптовалют (криптоброкер) признается резидент ПВТ РБ,осуществляющий с использованием информационных систем и (или) программно-техническихкомплексов, работающих в режиме самообслуживания (криптоматов), от собственного имени и в своем интересе обмен цифровых знаков (токенов) одного вида на цифровые знаки (токены) другого вида, их покупку и продажу за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги. Сделки (операции) по покупке и продаже цифровых знаков (токенов) с резидентами РБ совершаются в белорусских рублях.

Деятельность оператора обмена криптовалют регулируются Правилами, утверждёнными Решением Наблюдательного совета ПВТ, далее – «Правила», согласно которым криптоброкеросуществляет сделки исключительно через криптобиржу-резидента ПВТ. Таким образом, криптоброкерыне вправе покупать, продавать или обменивать её на иностранных криптоплатформах.

Оформление деятельности криптоброкера включает в себя следующие этапы:

1. Регистрация компании в Беларуси, получение статуса резидента ПВТ;

2. Формирование уставного фонда денежными средствами в размере 500 000 бел. руб.

3. Обязательное привлечение следующих кадров:

Директор, обладающий квалификацией специалиста рынка ценных бумаг первой категории;

Главный бухгалтер;

Управляющий рисками;

Ответственный за противодействие легализации доходов, полученных преступным путем;

Ответственный за соблюдение режима ПВТ;

Системный администратор (с обязанностями по обеспечению информационной безопасности);

Ответственный за поддержку пользователей.

4. Обязательное внедрение программного обеспечения для мониторинга финансовых транзакций и идентификации среди них относящихся к подозрительным, приобретенное у одной из компаний: Elliptic(Англия), Chainalysis (США), Coinfirm (Англия), Neutrino (Италия), Crystal (Голландия).

 

СРАВНЕНИЕ

Частичное сходство с перечисленными Правилами имеется в Российской Федерации в отношении регулирования деятельности операторов обмена цифровых финансовых активов, регламентированное статьёй 10 ФЗ №259, однако подобные регулирование отсутствует в отношении цифровых валют.

В Российской Федерации в отличие от Республики Беларусь отсутствуют как криптовалютные биржи, так и криптоброкеры, а следовательно, отсутствует и правовое регулирование данных понятий (нормативные требования, ответственность). Законодательством РФ в отличие от законодательства РБ дифференцированы понятия «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта», и понятие «цифровая валюта» урегулировано гораздо в меньшей степени, что приводит к многочисленным пробелам в трактовании и применении российского права в данной области.

 

5. ВЫВОДЫ

Действующее законодательство, а также позиции ФНС дают нам право отождествлять криптовалюту с цифровой валютой, а также предоставляют возможность передавать цифровую валютунеограниченному кругу третьих лиц, совершать гражданско-правовые сделки с цифровой валютой без соответствия дополнительным требованиям. Следовательно, учитывая, что основным законом, регулирующим правоотношения с цифровой валютой, является ФЗ №259, условия данного закона трактуются дословно и деятельность, связанная с обращением цифровой валюты, иным ограничениям не подлежит. В том числе деятельность, связанная с цифровой валютой согласно ст. 12 ФЗ №99 не подлежит лицензированию.

Согласно пояснениям ФНС, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности и не свидетельствует о получении ею необоснованной налоговой выгоды. Таким образом, отсутствие деятельности, связанной с цифровой валютой в ОКВЭД, не ограничивает резидентов РФ в праве на осуществление такой деятельности.

Отсутствие прямого законодательного регулирования не столь давно появившихся видов деятельности при отсутствии прямых запретов на них не является препятствием к открытому ведению данных видов деятельности.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Мягкова Людмила Андреевна

Отвечу на ваши вопросы

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo