У выпускника (студента) юриста есть множество карьерных возможностей, если он проживает в больших городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, или имеются хорошие знакомые, которое могли бы помочь с устройством на работу. Но сейчас речь пойдет не о людях, проживающих в больших городах и не о тех случаях, где уже заранее студенту-выпускнику могут быть предоставлены свободные рабочие места, а о кадровых возможностях в обычных провинциальных городах.
Наверно наиболее сложный вопрос состоит в том, как устроится выпускнику-юристу, если у него только среднее специальное образование. Поэтому с него и начнём.
1. В любых городах, в том числе в районах, есть территориальные подразделения государственных служб, включая правоохранительные органы и государственные гражданские службы: районные отделения полиции, отделения налоговой инспекции и службы судебных приставов. В данных службах есть специальности, на которые могут принять на работу со средним специальным образованием:
— в полиции – оперативный дежурный, сотрудник патрульно-постовой службы, специалист по работе с обращениями граждан, секретарь оперативного дежурного, оперуполномоченный;
— в налоговой инспекции – государственный налоговый инспектор, специалисты младших групп должностей (1 разряд): специалист отдела камеральных проверок, специалист правового отдела, специалист отдела работы с налогоплательщиками;
— в службе судебных приставов – младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
2. В каждом районе есть мировые суды и туда очень часто требуются новые сотрудники:
— инспектор, старший инспектор;
— специалист, старший специалист.
3. Последнее время стало появляться очень много юридических компаний и туда очень часто требуются новые сотрудники:
— помощник юриста;
— менеджер по работе с клиентами.
4. Если повезет, то можно подыскать работу на предприятиях в качестве помощника юрисконсульта, но это редкость для провинциальных городов, также, как и устройство на работу в качестве помощника адвоката или нотариуса.
5. Для самых смелых, есть возможность попробовать заняться частной практикой в качестве юридического представителя: консультировать клиентов по юридическим вопросам, подготавливать необходимую юридическую документацию, выступать в судах общей юрисдикции (судебные участки мировых судей, районные суды, городские суды (за исключением судов городов федерального значения)) по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, представлять интересы клиентов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях на основании выданной ими доверенности.
Однако, к сожалению, во всех представленных выше случаях, юридический стаж для должностей, требующих наличие высшего юридического образования, засчитываться не будет, так как требование о наличии образования в вышеуказанных должностях – это либо среднее полное общее образование, любое среднее профессиональное образование, либо среднее-специальное юридическое образование. Даже если в должностной (инструкции) регламенте или трудовом договоре (служебном контракте) будет указано квалификационное требование – «наличие не ниже среднего-специального юридического образования», юридический стаж для профессий, требующих наличие высшего юридического образования, независимо от продолжительности работы на данной должности, даже если вы будете продолжать обучение в высшем учебном заведении с целью получить высшее юридическое образование, исчисляться не будет.
Такой вывод следует исходя из аналогии к статье 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
Так, согласно статье 9 указанного Закона в стаж работы по юридической специальности включается работа, требующая наличие высшего юридического образования. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.
Таким образом, стаж работы по юридической специальности для должностей , требующих наличие высшего юридического образования, начинает исчисляться:
— Во-первых — на должностях, требующих наличие высшего юридического образования;
— Во-вторых — с момента получения высшего юридического образования.
Например, если вы работаете в организации и в вашей должностной инструкции (регламенте) или трудовом договоре (служебном контракте) перечислены два квалификационных образовательных требования на выбор: «наличие среднего профессионального (юридического) образования или высшего юридического образования», то стаж, необходимый для профессий, требующих наличие высшего юридического образования, начнётся с момента получения диплома о высшем юридическом образовании. Иными словами, пока не получите соответствующий диплом, не начнёте получать и соответствующий стаж. В данном случае, вы можете наработать себе только стаж для должностей, замещаемых специалистами со средним профессиональным юридическим образованием.
Если в должностной инструкции (регламенте) или трудовом договоре (служебном контракте) будет указано только обязательное наличие среднего профессионального юридического образования и не будет альтернативного квалификационного требования об обязательном наличии высшего юридического образования, то даже после получения диплома о высшем юридическом образовании, стаж для профессий, требующих наличие высшего юридического образования, исчисляться не будет. Поэтому, перед устройством на работу, обязательно ознакомьтесь с должностной инструкцией (регламентом) или трудовым договором (служебным контрактом) либо уточните у работодателя на собеседовании, какие квалификационные требования будут перечислены в ваших трудовых документах.
Вместе с тем, может быть наработан стаж государственного или муниципального служащего, который, как правило, необходим для устройства на иные должности государственной или муниципальной службы, если вы будете работать на соответствующих должностях.
В любом случае, при осуществлении деятельности по трудовому договору или служебному контракту, не зависимо от того, какие квалификационные требования перечислены в трудовых документах с работодателем, исчисляется страховой стаж для выплаты будущей пенсии и предоставления социальных льгот.
Если работа выполняется по гражданско-правовому договору, агентскому договору или устной договорённости, то никакой стаж исчисляться не будет. Единственное, что вы сможете получить от этой работы – это личный опыт на практике. В случае если вы планируете накапливать какой-либо стаж, то вам следует рассматривать возможность оформления трудового договора или служебного контракта.
Теперь рассмотрим вопрос устройства на работу выпускника-юриста, получивший диплом о высшем юридическом образовании.
1. В городах имеются как государственные службы, такие как полиция, налоговая инспекция, служба судебных приставов, так и другие органы и ведомства: прокуратура, следственный комитет, министерства, агентства, подведомственные им организации (соц. защита, МФЦ и пр.), администрации городов и районов и т.д.
2. Работа в судах в качестве секретаря судебного заседания или помощника судьи;
3. Коммерческие и некоммерческие (муниципальные) предприятия, в которых требуется штатный юрист (юрисконсульт) с целью предоставления юридической поддержки и консультации по вопросам, связанным с корпоративным правом, трудовыми отношениями и другим.
4. Юридические компании, которые, как правило, специализируются в предоставлении консультаций и юридических услуг в гражданском и корпоративном праве.
Однако и здесь не всё так просто, так как имеются профессии, в которых квалификационные требования хоть и не включают наличие опыта работы по юридической специальности, но требуют наличие высшего юридического образования не ниже «специалитета» или «магистратуры».
В связи с тем, что первым высшим юридическим образованием является «бакалавриат», то выпускникам-юристам, получившим такое образование, не все юридические профессии будут доступны.
Насколько мне известно, к юридическим профессиям, в которых одним из квалификационных требований является наличие высшего юридического образования не ниже «специалитета» или «магистратуры», относятся прокурор и судья, в том числе мировой. В некоторых случаях, в зависимости от региона, предъявляют и к иным должностным лицам государственных служб.