Мы начинаем курс дисциплины Коммерческого права. Наш курс стал первым опы-том преподавания Коммерческого права в ВУЗах бывшего СССР. Должен отметить, что преподавание Коммерческого права начинается не на пустом месте и не в вакууме. В России преподавание этой дисциплины под названием Торговое право началось при-мерно с середины прошлого века. После издания императорского устава Университета 1884 года на каждом юридическом факультете были образованы кафедры Торгового права. Они вели большую преподавательскую, учебную, методическую работу. Их дея-тельность была прекращена с установлением большевистского режима.
После 1917 года по затухающей, где то года так до 1926, было издано несколько книг по торговому пра-ву. Но затем и сами эти книги, и понятие Коммерческого права были изъяты из употреб-ления. Причем, если социология, генетика, математическая логика запрещались исклю-чительно по дурости, то Коммерческое право было запрещено по идейно-политическим соображениям, поскольку использование рыночных отношений, необходимость товар-ного рынка в принципе отвергаются марксизмом. К настоящему времени ситуация вы-глядит так: имеется дореволюционная отечественная литература по коммерческому пра-ву, кто то откуда то с чердаков достает эти книги, и я сними нередко сталкиваюсь.
Не-давно переиздан учебник торгового права Шершеневича — хорошо написанная и замет-ная книга. Но все эти труды базируются на законодательстве, которое ушло в небытие. Как говорил великий поэт Сади, “прошлогодний календарь не годится сегодня”, так и книги эти непригодны сегодня. Кроме того, вся эта литература, написанная век и более назад, отражает во многом устаревшие, архаичные представления о праве, не учитывают изменений юридического инструментария, появившихся новых приемов и способов ис-пользования этого инструментария. Современных работ по Российскому торговому пра-ву пока нет. Что касается Запада, то там многие десятилетия, если не столетия наряду с Гражданским преподается Коммерческое право. Существует мощное научное обеспече-ние торговой деятельности.
В огромных количествах издается учебная и методическая литература. В последний период — знаете, они там живут по сотне лет в каждом универ-ситете на юридическом факультете три кафедры: цивилистики, commerce law и business, никто не толкается, никто не наступает никому на ноги, всем хватает места. Тут не успеют создать какую ни будь кафедру, остальные смотрят как на потенциальных конку-рентов. Чеховский беллетрист Тригорин (?) говорил: “Зачем толкаться, всем места хва-тит”. Есть страшно много проблем за которые вообще никто не берется. Вот в чем беда. В последнее время, как я сказал, на русском языке издано несколько интересных и дель-ных книг, написанных коммерциалистами.
Можно назвать хотя бы учебник Жамена и Лакура “Торговое право”, который время от времени появляется на наших книжных раз-валах, книга Мишеля Луи “Торговое право”, где то 1993-94 гг, и ряд других книг. Читать такие работы конечно же полезно, ведь российский торговый оборот является часть ми-рового товарооборота, и у российского торгового права появляется все больше схожих черт с западным. Проблема, однако, в следующем — я прошу ее просто представлять — за-падное торговое законодательство и теоретические разработки отражают особенности, выражают и закрепляют особенности торговой деятельности в условиях развитого то-варного рынка. А вот состояние торговли у нас, в России резко отличается от положения дел на Западе. Поэтому переводная литература может использоваться нашими юристами весьма аккуратно и в ограниченном объеме.
Мне нередко задают вопрос преподаватели из других ВУЗов, какую трактовку торгового права я излагаю в своих лекциях, придер-живаюсь ли я американских воззрений, западно-европейской континентальной концеп-ции, или следую взглядам нашего ученого Шершеневича. Сразу скажу, что наш курс по основным идеям, по направленности и содержанию носит самостоятельный характер, он является авторским. Мы обязаны — так я считаю — руководствоваться не схемами и кон-струкциями, разработанными для другого времени или для других ситуаций. Действо-вать Вам придется в совершенно конкретной обстановке. Ее отличительными чертам бу-дет следующее. Во-первых, разрушение единого народно-хозяйственного комплекса, звенья которого были жестко связаны планово-административными способами.
Второй момент нынешней обстановки — это пока безуспешные попытки создать рыночный уклад на развалинах прежней системы. Это уникальная, не имеющая аналогов ситуация, при-чем, по-видимому, долгосрочная. Обучая Вас коммерческому праву, я обязан исходить из этой существующей реальности, из учета конкретной хозяйственной и правовой ситу-ации в стране, а не учить, как это выглядит на Западе или как это было у нас сто лет назад.
Таким образом, коммерческое право России — это не возобновление и не рекон-струкция прежнего торгового права и не “перепев” Западных учений. Оно является дис-циплиной, построенной сызнова, на новых принципах, с новым содержанием и даже под измененным названием. В ходе изучения Коммерческого права нам с Вами предстоит решить ряд задач. Они с особой остротой стоят не только перед юристами, научными и практическим. Они стоят перед обществом в целом.
Что за задачи я имею в виду? Во-первых, это проблема вывода нашей страны из состояния развала, создание условий и возможностей для развития экономики. Для Вас может оказаться неожиданным, но это первостепенная: глобальная для России задача, она напрямую связана с проблематикой курса Коммерческого права. На обломках обнаружившей свою несостоятельность социалистической системы хозяйства предстоит строить современный рыночный уклад. Это тот самый рынок, о котором все галдели еще лет пять назад, а сейчас попримолкли, прежде всего, потому, что не знают, как к нему подступиться.
В ходе лекций я постараюсь показать, какие конкретно меры должны осуществляться законодателем, органами управления (не высшего, а среднего и низшего звена), но и что главное в любой фирме, ее руководством, персоналом, юридическими службами для того, чтобы успешно сбывать производимый или перепродаваемый товар, чтобы приобретать ресурсы, чтобы налаживать торгово-хозяйственные связи между субъектами. Мы будем конкретно разбирать эти вопросы, от которых зависит прибыльность, доходность хозяйствования любой организации. Во-вторых имеется необходимость, конечно же, в систематизированном виде изложить Вам порядок правового регулирования торгового оборота. Само по себе это нелегкое дело. И трудности не только в традиционной для России множественности нормативных актов, их низком качестве, взаимной противоречивости.
Основная беда в бессистемности, отсутствии единых подходов и решений, отсутствии научно обоснованных, воспринятых законодателем и обществом концепций. Но, как бы то ни было, я постара-юсь дать вам обобщенное представление о торговом праве. Есть еще одна задача. В наше время, в основном, спрос на юристов предъявляется на конкретные знания, на умение правовыми средствами решать практические задачи. По-этому в лекции я наряду с изложением теории каждого вопроса постараюсь давать прак-тические установки, освещать имеющийся позитивный опыт. Несколько слов о режиме, о порядке нашей работы. Я буду начитывать Вам материал. Учебников по нашей дисци-плине пока нет. Курс только формируется. Поэтому основные положения торгового пра-ва можно будет взять лишь из лекций и нормативных актов. Я буду называть кое-какую литературу. Весьма желательно, чтобы Вы ее доставали и конспектировали. Причем не-которые работы весьма компактны. Придется доставать и попросту разучивать массу нормативных актов. Я буду называть Вам их по ходу каждой лекции. Пожалуйста начи-найте работать с ними незамедлительно. Если Вы будете откладывать это на конец се-местра, то потом просто не осилите из-за объема: этот материал захлестнет Вас.
Я убе-дительно прошу, я буду неоднократно это повторять, прошу работать по каждой лекции в связи с тем, что Вам будет предложено посмотреть. Особо подчеркну следующие моменты. Первое — это ведущая роль нашего курса в формировании Вас как юристов, в становлении профессионального мышления. Задачей каждого системного образования является выработка у обучающегося особого взгляда, особого представления о действительности. Вы знаете, есть инженерное мышление, ма-тематическое мышление. Каждая дисциплина, каждое образование призвано это делать. Большинству студентов удается выработать в себе такой профессиональный взгляд на вещи и стать специалистами в своей области.
Так что юридическое образование также призвано выработать у вас то, что называется юридическим мышлением. Так вот, из той полусотни предметов, которые Вы изучаете за пять лет, всего три или четыре дисципли-ны оказывают такое формирующее воздействие. И коммерческое право принадлежит к их числу. Из бесед с Вами мне известно, что после третьего курса появляются те, кто считают, что они познали право, а некоторые даже успели разочароваться в нем. Я смею Вас уверить, что изучение коммерческого права откроет глаза на такие стороны, покажет такие глубины в правовом регулировании, о которых Вы не подозревали. И вы все убе-дитесь в этом. Второе: мне важно отметить, обратить внимание на применимость знаний коммер-ческого права. Девяносто пять процентов того материала (это тоже уникальная возмож-ность), с которым мы будем работать, который Вы обязаны будете освоить, Вы будете применять так или иначе, в той или иной степени, рано или поздно.
Важно в этой связи то, что коммерческое право помогает Вам правильнее сориентироваться в выборе вида деятельности, поможет Вам непросто выбрать более “хлебную”, выгодную работу, оно помогает увидеть свободные ниши в правовом регулировании, в правовой деятельности практической и научной, причем чрезвычайно интересной. Мне выпускники многие го-ворят: “Борис Иванович, только от того, что я прослушал Коммерческое право, придя на работу, я увидел, где есть вакуум, который не занят никем, совершенно новое интерес-ное направление, и я его начал крутить. Не просто пополнять стаи голодных адвокатов, рыскающих по окрестностям судов, а квалифицировано выбирать со знанием дела, вы-бирать то, что интересно, то что нужно, то что требуется обществом и оплачивается”.
Ну и, наконец, общезначимость Коммерческого права в том плане, что его знание необходимо, эти знания необходимы Вам и будут применяться независимо от рода заня-тий, от вида занимаемой должности или работы. У меня вызывают ярость, когда у меня сдают такие молодцы, которые подумали и почему-то пошли на Уголовное право, всегда просят скидки. Потому, что он изучил Уголовное право, а от Коммерческого у него толи голова болит, толи втеснить не может. Не понимает абсолютно, что если бы он знал коммерческое право, то в уголовном праве, где угодно: в следствии, судопроизводстве, был бы король, что он бы знал то, чего не знают никто там из ражих детин в погонах, целая свора, дивизия которых в Главном управлении по борьбе с экономическим пре-ступлениями и нет человека, который квалифицированно может оценить, кто перед ни-ми: группа жуликов или просто запутавшиеся, неудачливые бизнесмены. Отсюда настоятельное требование о безусловном посещении лекций и постоянной самостоятельной работе.
Следует понимать, я надеюсь Вы уже соображаете к четвертому курсу, что никакие книги не заменят слушание лекций. Преподаватель, особенно если он со стажем, обычно использует так называемое встроенное обучение, он комплексно дает и теоретические положения, и правовой материал, и рекомендации по применению. В учебнике ни в каком так не напишешь. К тому же лектор использует приемы, способные давать эффект мгновенного обучения, сверхустойчивого запоминания. К примеру, обезьяна лизнет горячую сковородку, потом всю жизнь не прикасается и к холодной. Нас самих учили блестящие специалисты. Я до сих пор помню многие высказывания, многие положения, потому что они давались убедительно, давались умело, и поэтому я могу их использовать всю жизнь. Впереди вас ждет экзамен.
По слухам вы наверное представляете, что это такое. Могу подтвердить. Сдача экзаменов и Томсинову, и Лейсту покажется Вам детскими шутками по сравнению с коммерческим правом. И я далее поясню, почему это так, и что я от вас, собственно, буду требовать, и зачем это вам самим нужно. Сдать успешно экзамен можно будет лишь выполняя те требования, которые я вам изложил. Ну, а теперь перейдем к предмету лекции. Тема сегодняшней лекции: Понятие и со-держание коммерческого права. План примерно следующий:
1. Предмет регулирования коммерческого права
2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина
3. Содержание коммерческого права.
Начну с названия курса, поскольку здесь уже коренятся, в самом названии, серьез-ные расхождения и возникают основания для недоразумений. Наша дисциплина имену-ется Коммерческое право. Своим содержанием она имеет изучение правового регулиро-вания коммерческой или, что одно и то же, торговой деятельности. Commercium по ла-тыни — это торговля. Ошибки в применении данного термина имеются в нескольких направлениях. Причем ошибки эти порождаются, прежде всего, смешением понятий коммерции и предпринимательства. Коммерцией, зачастую, называют всякое предпри-нимательство, а не собственно торговлю.
Так, говорят о коммерческих банках, коммер-ческих поликлиниках, коммерческих ВУЗах и обо всем таком коммерческом. Это неточ-ность, причем неточность, которая попала в закон, она попала в новый ГК. Ст. 50 ГК предлагает различать, разделять все организации на коммерческие и некоммерческие. То есть либо торгуют, либо не торгуют. Роскошная классификация. Но с тех, кто в Думе го-лосовал за такой закон, спрос, конечно, небольшой — виновата наша профессорская бра-тия, которая плохо учила латынь в юности, а в зрелом возрасте ленится заглядывать в словари иностранных слов, используя чужеземные слова. Во всяком случае вот эта клас-сификация, она, во-первых, противоречит Конституции, статье 34, которая говорит о праве граждан заниматься любой предпринимательской деятельностю и создавать орга-низации для этого, подчеркиваю, предпринимательские, а не только коммерческие. Но и в самом ГК ст.2 вводит, жестко определяет понятие предпринимательства и говорит, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое полу-чение прибыли.
Итак, предпринимательство — это любая деятельность, направленная на получение прибыли. И термин предпринимательство, предпринимательская деятель-ность, воспринят Конституцией. Торговля является лишь одним из видов предпринимательства. Предприниматель-ство много крат шире коммерции. Ибо получать прибыль можно от выполнения работ, оказания услуг, получения дохода на акции и иного имущества, а не только приторговы-вая. Итак, разработчики ГК, дойдя до пятидесятой статьи, я убежден, вполне понимали различие между предпринимательством и коммерцией. И когда они в Пятидесятой ста-тье в четвертой главе ГК обозвали все предпринимательские организации коммерчески-ми, то я убежден, что делалось это с недобрыми и недобросовестными намерениями.
Со-здавая путаницу в простейших исходных понятиях, эти люди порождали непонимание, противоречие, трудности у тех, кому придется пользоваться кодексом, то есть у огром-ной части населения страны. Вот мы с вами уже несколько минут потратили, чтобы разобраться в этом. И вам дальше всю жизнь придется растолковывать своим нанимате-лям и клиентам различие между предпринимательством и коммерцией или торговлей, как частью предпринимательства. Есть массовые ошибки иного смысла. Наша страна сейчас, как сыпью, покрыта так называемыми коммерческими магазинчиками и палатками. Мне в них многое не нравит-ся, и прежде всего, использование в их названии слова коммерческий.
Магазин — он все-гда является коммерческим, то есть торговым предприятием, и добавлять к слову “мага-зин” слово “коммерческий” — это нелепость, это бессмысленное словосочетание, вроде как деревянный дуб или круглый шар. Если шар, то он круглый, а если он некруглый, то, извините, это уже не шар. Теперь о том, почему наш курс называется коммерческое, а не попросту торговое право. Дело вовсе не в любви к латинским терминам. Причина в другом. Последние полвека в правовом обучении наряду с дисциплинами по отраслям права (трудовое, финансовое, уголовное, гражданское) получили распространение, так называемые комплексные дисциплины, посвященные правовому регулированию какой-то отрасли или подотрасли хозяйства. Ну, вот, в автотранспортных ВУЗах читается три десятка лет курс автотранспортного права.
И в этом учебнике, мне авторы его регулярно высылают, я регулярно пишу рецензии и редактировал даже пару раз, в нем скомпанован материал по регулированию всех вопросов деятельности автотранспортных организаций. Там освещены вопросы организационного построения, управления автотранспортом, расчетов на автотранспорте, налогообложения, трудовых отношений с шоферами и другими работниками, ответственности, то есть все вопросы правового регулирования деятельности этой отрасли. Почти полсотни лет у нас на факультете существовала кафедра колхозного права и там, в своем курсе, он был обязательным, рассматривались все вопросы правового регулирования жизни сельхозартели.
И на Западе, и сейчас все больше в России распространяются читаемые курсы страхового права, банковского права, гостиничного права и другие, где, еще раз говорю, системно разбирается правовое регулирование этой подотрасли хозяйства нормами разных отраслей права. Я толкую о серьезной проблеме, о том, как строить обучение. Нужно ли строго ограничиваться рамками отраслей права, либо исходить из особенностей отрасли хозяйства, которую регулирует право? Ведь можно брать предмет, метод, содержание нормативного материала отдельной отрасли права, изолировано брать отрасль права. И это будет один способ обучения. Но можно действовать по-другому: брать отрасль или подотрасль экономики и комплексно рассматривать, как ее регулируют различные отрасли права своими методами, средствами и нормами. Опыт показывает, что для обучения неюристов более удобен разбор комплексного, всестороннего регулирования деятельности отрасли нормами разных отраслей права. А вот при подготовке юристов предпочтительнее изучать специфику отраслей права: особенности предмета, метода, содержания.
И лишь на базе изучения отраслей права, для натаскивания будущих специалистов к работе в определенных отраслях на старших курсах уже целесообразно вводить комплексные юридические курсы. Подобная проблема стоит и перед нашей кафедрой, и перед рядом других кафедр факультета. В торговых ВУЗах, техникумах, по-нынешнему — колледжах много лет читается, читался и читается, курс Советское торговое право или Торговое право (что советское, что несоветское — одинаково оказалось). В нем всесторонне, комплексно рассматривается правовое регулирование торговой отрасли: организационное построение, финансирование, особенности трудовых отношений, индивидуальная и коллективная материальная ответственность, налогообложение торговли и другие вопросы.
Так вот, в отличие от этого наш курс строится как отраслевая, а не комплексная дисциплина, посвященная только торговцам. И с целью отмежевания, отделения от комплексных разработок, комплексных дисциплин торгового права приходится использовать название Коммерческое право. А размежевание необходимо, поскольку коммерческое право имеет качественно, принципиально иное содержание, оно кардинально отличается от того, что преподают в торговых ВУЗах. Эта проблема, один в один, стоит перед кафедрой Земельного и экологического пра-ва, им тоже приходится как-то дистанцироваться, они строят свою дисциплину как от-раслевую и им приходится дистанцироваться от комплексной дисциплины Аграрного права, которая посвящена правовому регулированию отношений в аграрном секторе и туда включается все на свете, что относится … Хотя agro — это земля в переводе, это одно и тоже. Но дисциплины разные по цели, направленности, содержанию. И приходится использовать разные понятия, чтобы показать вот это вот расхождение. Коммерческое право в содержательном отношении представляет собой подотрасль гражданского права. Дело в том, что торговый оборот является частью имущественного оборота, регулируемого гражданским правом. Я дальше это соотношение покажу.
Наряду с коммерческим правом, как подотраслью гражданского права, приходится выделять и различать коммерческое право как науку и как учебную дисциплину. К сожа-лению, отличие наук от учебных дисциплин мало кто может вразумительно объяснить, хотя различать их надо. В чем тут разница? Учебные дисциплины предназначены для целей обучения, для подготовки специалистов к практической работе. Учебные дисциплины формируются путем отбора теоретических сведений, выработанных соответствующими науками, а также обобщения практического опыта. Дисциплины не создают новые знания. Они лишь излагают, транслируют, передают уже имеющиеся знания, передают в удобном для усвоения виде. Примером может служить любой учебник, который в таком удобоваримом виде излагает теоретические положения или обобщает практический опыт.
Вы можете взять любой учебник стенографии или кройки и шитья, можете взять любое практическое пособие по любой правовой дисциплине. И это вам как раз, что называется, примеры учебных дисциплин. У нас в правовой сфере есть такие дисциплины, которые не имеют под собою, что называется, юридической науки. В качестве примера можно привести, пусть никто не обижается, ту же самую криминалистику. Она берет, выдергивает из совершенно разных областей знания, наук те сведения, которые там выработаны: из трассологии, из чего угодно, баллистики, химии и все это систематизировано и удобоваримо излагает для то-го, чтобы готовить розыскников, следователей, оперативников. Ну и правильно делает: полезная работа!
То, что они себя объявляют наукой — Бог им, как говорится, в помощь, я тут ничего не вижу. Но вы то должны понимать, что если ты тащишь сведения, выра-ботанные другими науками, то ты уже не наука. Если ты это делаешь для того, чтобы составить учебную работу, материал практического, методического характера, то это уже учебная дисциплина, и к теории это касательства не имеет, это уже не наука. Что касается наук, науки, то она представляет вид деятельности по выработке теоре-тического знания об объектах и явлениях действительности. Задача науки — добывать теоретическое знание.
Теоретическое знание — это особое представление, которое добы-вается на основе использования научных методов и средств. И полученные теоретиче-ские знания зачастую резко отличаются от ненаучного или, как говорят, обыденного взгляда на те же самые объекты. Я могу привести примеры, когда научное знание пони-малось до противопоставления реально обыденно наблюдаемым вещам. Тысячелетия человечество считало, видит это сейчас и Аристотель когда-то иссле-довал и писал, что разные предметы падают на землю с разной скоростью: чем тяжелее, тем быстрее.
Однако Галилей, а затем Ньютон на основании опытов, на основании тео-ретических исследований пришли к выводу, что все предметы падают с одинаковой ско-ростью, независимо от веса. И это было уже научное знание, и оно брало смелость про-тивостоять очевидному. Ну, представьте себе, что во времена Галилея к нему подошел бы любой господин и сказал бы ему: “О, Галилео Галилилей, ты утверждаешь, что все тела падают одинаково, но давай с тобой поднимемся на эту башню, я брошу вот этот камень и вот этот носовой платок, и ты увидишь, что камень-то упадет быстрее”. И он был бы прав, этот человек.
Просто все дело в том, что Галилей и Ньютон вырабатывали свое знание как всеобщее, абсолютное знание. И они понимали, что в действительности вот здесь вот эмперически (с высокой башни или с девятого этажа) тела будут падать с разной скоростью. Но тут вступают в действие другие силы, другие факторы, а именно фактор сопротивления среды. А среда бывает разная: это воздух, это жидкость, это что угодно. Но когда появилась общая теория, появилась возможность сразу же учитывать характер среды, степень влияния. И появилась возможность делать расчеты для лета-тельных аппаратов и всего многого такого, чего при обыденном подходе получиться не могло. Ну, и вам известна старая юридическая песня о том, что солнце всходит и заходит …
Причем даже подсчитали, в любом календаре перекидном вы увидите, часы и минуты захода и восхода. Но вам в два счета любой астроном или географ объяснят, что никуда оно не всходит и не заходит, а все обстоит совершенно по-другому. Земля, оказывается, вращается. Ну, люди считают так. А когда доходит до серьезных дел, вот тут-то надо уже пользоваться, извините, знаниями, а не петь о том, что оно входит и заходит. Я специально подчеркиваю роль научных методов … (конец первой стороны). Ведь у нас правоведение покамест обходится лишь сравнением и толкованием правовых тек-стов, причем выдвигает их на первое место. Ведущее — это сравнительное правоведение. Но сравнение и логический анализ — это, вообще, ненаучные методы, это не методы ис-следования.
Они не позволяют получить научное знание. Они не позволяют решать тео-ретические задачи в интересах практики. Они не позволяют развивать право. Коммерческому праву приходится решать теоретические проблемы в своей сфере, то есть действовать также в статусе науки. Вот, аспиранты нашей кафедры — они занимают-ся чрезвычайно интересными, актуальными разработками. Мне просто одно удоволь-ствие с ними работать, и они сами с горящими глазами берут такие темы. Вы еще их по-чувствуете. Много очень материала совершенно нового. Ну, а вот в учебном процессе, в рамках дисциплины цикла наше коммерческое право представляет собой самую что нинаесть традиционную учебную дисциплину. И то, что я вам излагаю — учебная дисциплина, базирующаяся на знании, на законотворческих актах, научном анализе, практике. Каждая дисциплина занимается определенным предметом.
Для коммерческого права таким предметом является правовое регулирование, как я вам сказал, коммерческой, то бишь торговой деятельности. Что это такое? Торговая деятельность представляет собой действия людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям. Это есть торговая деятельность, или торговый оборот. Сразу же возникает вопрос о начальном и конечном пунктах движения товара, а также о субъектах торговой деятельности. Это один из узловых вопросов. Уже здесь начинаются принципиальные расхождения взгля-дов на коммерческое право, на его содержание. Видный российский юрист Шершеневич в своих книгах рассматривал торговлю ис-ключительно как посредническую деятельность между производителем и потребителем экономических благ. Центральная фигура, главный субъект торговли, по его мнению, — это купец-посредник.
Применять к сделке правила гражданского права (общеграждан-ские правила) или торговое право, по его мнению, зависит от того, участвует или не участвует в этой операции торговый посредник. Я прошу отметить, что на таком же по-нимании своего предмета основывается и современная теория коммерческого права на Западе. На деле они, правда, постоянно отходят от такой концепции, но на словах гос-подствующей остается торгово-посредническая доктрина. Подобная концепция коммерческого права представляется совершенно неприемле-мой. Она сформировалась в прошлые века и не учитывает нынешних запросов и реаль-ностей. В результате людям навязываются устаревшие представления, а юридическая наука и правовая практика серьезно запаздывают в решении современных проблем.
В чем коренится отставание, в чем дефекты таких торгово-посреднических доктрин? Для каждого из вас бесспорно, что продает и покупает товары не только купец-посредник. Подавать, причем возможно эффективнее, должна прежде всего каждая организация, из-готовившая, создавшая товар, иначе она не получит денег и не сможет существовать, как сейчас обстоит дело с тремя четвертями российских предприятий. Шершеневич пишет, что торговый оборот начинается с покупки купцом партии товара для последующих продаж. В противовес этому я утверждаю, что торговый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа созданного товара представляет первый и необходимый этап продвижения к потребителю. Не будет такой продажи — не будет подлинных рыночных отношений.
В чем практическое значение такой позиции? Это не теоретические изыски. Это не какое-то стремление к оригинальности или искус-ственному противопоставлению. Ничего подобного. Это крайне важный момент. Ведь следует сознавать, что посредник может купить у изготовителя лишь часть товаров. Между тем, для каждого производителя важно обеспечить сбыт всего товара. И эти при-емы, способы обеспечения сбыта, налаживания сбыта всего созданного товара, они тре-буют исследования. Начинать исследования надо с действий производителя. Без выра-ботки методик, без оказания помощи изготовителям они не в состоянии наладить успешный сбыт, наладить успешную продажу своего товара.
И сейчас в нашей стране именно неразработанность указанных проблем, отсутствие у хозяйственников навыков и инструментов, в том числе правовых инструментов такой работы, оно и ведет к массо-вым повсеместным фактам, когда изготовленный товар не может быть продан, не нахо-дит сбыта, а зарплата на предприятиях выдается электролампочками или эмалированны-ми кастрюлями. Это в высшей степени серьезные процессы, моменты жизни России.
Ко-гда я по телевизору вижу, ну одно дело там оборонный комплекс, другое, когда годами стоят швейные, текстильные предприятия, голодные люди собираются и бастуют с ло-зунгами: “Все хозяева — сволочи”, я просто видел, наблюдал. Но вот этот сволочизм хо-зяев это не от того, что они такие злодеи закоренелые, это вот те самые бывшие наши красные командиры производства, которые абсолютно не готовы действовать в условиях рынка. А правовая наука, правовые центры ничего пока не могут предложить, не продекларировать, не провести через средства общественной информации, не предложить в издание. Потому что эти приемы требуют закрепления, закрепления в форме каких то рекомендаций, хотя бы на уровне торговой палаты. Таким образом, изучение товарного оборота долж.