Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ рассмотрела обращение инвалида II группы, которая признана банкротом, об исключении из конкурсной массы легкового автомобиля. В своих доводах должник пояснила, что ей в детстве диагностирован ДЦП и она испытывает затруднения при самостоятельном передвижении на большие расстояния, а автомобиль ей необходим для обеспечения поездок в медицинское учреждение, находящееся в значительном удалении от места проживания, для регулярного прохождения курса реабилитации.
По результатам рассмотрения дела, с учётом наличия у должника одного транспортного средства и необходимости передвижения инвалиду с использованием автомобиля, а также удаленности больницы, чрезмерно высоких расходах на такси и невозможности покупки новой машины, ВС сделал вывод, что должнице «автомобиль необходим в целях поддержания достойного уровня жизни и обеспечения своевременного и надлежащего доступа к медицинской помощи» (Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2024 N 309-ЭС24-5385 по делу N А07-35027/2022).
Похожее дело ранее рассмотрел Арбитражный суд Северо-Западного округа (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.06.2024 по делу N А02-1746/2023). В указанном деле должник заявил, что на единственное в его семье транспортное средство не может быть обращено взыскание, поскольку оно является средством дохода (такси), а на иждивении должника двое детей. Согласно позиции суда, в экстраординарных случаях можно исключить из конкурсной массы имущество дороже 10 тыс. руб.
Это допустимо, если при лишении такого объекта есть риск нарушения прав гражданина и членов его семьи, несоблюдения баланса интересов кредиторов и должника. По моему мнению, указанные позиции судов развивает социальную направленность при принятии судами решений и способствует социальной справедливости.