Заманить лояльностью: как банки привлекают клиентов с помощью кешбэка

19.07.2023

(обновлено 19.07.2023)

5 мин

7

Банковское право

Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) с 2012 года измеряет уровень доверия россиян банкам. В течение нескольких лет

Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) с 2012 года измеряет уровень доверия россиян банкам. В течение нескольких лет и доверие, и лояльность россиян к банковским организациям снижались. Однако начиная с 2022 года ситуация поменялась: сегодня своим банкам доверяют 82% россиян, а доля клиентов, готовых рекомендовать банк родственникам и знакомым, за последний год увеличилась с 54% до 70%. Общий индекс потребительской лояльности по сектору к 2023 году составил 56% — это лучший показатель за последние семь лет.
Действенный способ повысить привлекательность в глазах клиента и удержать их от перехода к конкурентам — программа лояльности. Часто отношение потребителя услуг зависит от условий кешбэка. Однако карты с функцией возврата части потраченных средств предлагают практически все банки, и каждый старается превзойти какими-то эксклюзивными условиями.
Кешбэк — возврат части расходов на оплату товаров и услуг. Некоторые программы лояльности банков предусматривают в качестве кешбэка возврат не денег, а начисление, например, бонусных баллов или миль. Как правило, предусмотрен кешбэк по фиксированной ставке — процент от всех видов трат (это порядка 0,5–1%) и повышенные ставки на некоторые категории товаров (они могут меняться). Как правило, кешбэк не начисляется за операции по снятию наличных, переводу с карты на карту, уплате налогов, коммунальных платежей или штрафов, но есть и исключения.
О том, что россияне стали активнее пользоваться программами кешбэка, говорят цифры: за 2022 год россиянам начислили почти 150 млрд рублей по программам лояльности. Так, «Тинькофф» вернул своим клиентам более 65 млрд рублей, Сбербанк — более 60 млрд накопленных бонусов, ВТБ — более 20 млрд бонусов.
Объемы кешбэка за 2022 года выросли, несмотря на то что банки были вынуждены ухудшать условия программ лояльности, когда Центробанк ограничил размер комиссии, которую магазины платят банкам за прием карт с целью поддержать бизнес. В итоге практически все банки сократили начисление бонусов и выплат до 0,5%.

Ощутимой пользы для потребителей эта мера не принесла, признавала в конце июня первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова. Поэтому ЦБ не стал продлевать ограничения, а банки начали возвращать прежние условия.
По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, рост выданных кешбэков связан с тем, что клиенты в поисках наиболее выгодных условий стали чаще перемещаться между банками и выпускать все больше карт.
Мы сравнили, какой кешбэк предлагают банки, которые входят в список лучших банковских программ лояльности журнала the Retail Finance. Мы не учитывали спецпредложения от партнеров и дополнительный %, который можно получить при подключении допуслуг от банка.

Программа лояльности Tinkoff Black

1% за любые покупки от 100 рублей. До 15% за покупки еще в трех категориях на выбор, которые меняются каждый месяц. Например, 5% на «Искусство», 5% на «Книги» и 15% на «ВкусВилл» в «Тинькофф».
Банк не начисляет кешбэк за пополнение карты, снятие наличных, переводы, оплату услуг ЖКХ, платежи с использованием QR-кодов в рамках Системы быстрых платежей и операции по ряду МСС-кодов (указаны в программе и на сайте банка).

МКБ Бонус от Московского кредитного банка

Банк начисляет бонусы, которые можно конвертировать в рубли один к одному. 1% — на все покупки и до 7% еще по двум или трем (в зависимости от типа карты) выбранным категориям. Например, в III квартале 2023 года это»Развлечения», «Туры и экскурсии», «Стоматология», «Такси и каршеринг», «Домашние питомцы», «Газпромнефть» и «МКБ Travel».
Вознаграждение начисляется за покупки, оплаченные не только картами, но по QR-коду через систему быстрых платежей. Кешбэк не начисляют при снятии денег, переводе, оплате онлайн-игр, лотерейных билетов, драгметаллов, коммунальных услуг и др.
По окончании календарного месяца накопленные бонусы конвертируются в рубли. Последние можно потратить на компенсацию какой-либо покупки стоимостью выше 1000 рублей.

Программа лояльности от ВТБ

Банк начисляет бонусы, которые можно потратить на товары и услуги, подарочные сертификаты или оплату авиа и ж/д билетов, отелей в каталоге программы и на сайтах партнеров по курсу один к одному. Также можно обменять мультибонусы на рубли по курсу 1 мультибонус = 0,85 рубля.
На Среднем Урале при оформлении карты в июле-августе 2023 года до конца года банк будет начислять 10% на покупки в супермаркетах, оплату услуг ЖКХ и мобильной связи через ВТБ Онлайн. 2% кешбэка идут за расходы в категориях «Кафе и рестораны», «Транспорт и такси» и «Супермаркеты» (не суммируется с 10%, о которых писали выше). Максимальный размер бонусов в месяц — 2000.
«ВТБ в этом году усилил внимание к обслуживанию массового сегмента и запустил новые продукты — рассрочки по картам, кредиты на малые суммы и до зарплаты. Мы уже увеличили размер кешбэка на самые важные категории до 10% по дебетовым картам. Вместе с этим мы тестируем разные форматы обслуживания — точки продаж в небольших городах, расширяем географию доставки карт и увеличиваем время работы ряда отделений в регионе», — комментирует управляющий ВТБ в Свердловской области Валентина Жильцова.

Программа лояльности Альфа-Банка

1% кешбэка за все покупки, 5% кешбэка в рублях по четырем категориям, до 100% на случайную категорию в барабане суперкешбэка, кешбэк 10% на супермаркеты до конца июля. Категории обновляются каждый месяц. Максимальная сумма кешбэка в месяц — 5000 рублей.
Кешбэк не начисляется за покупку лотерейных билетов, снятие наличных, покупки в финансовых организациях и ломбардах, переводы, покупки в Metro Cash&Carry и Sergos, за покупку подарочных карт и некоторые другие операции.

Уралсиб Бонус

Банк начисляет бонусы, которые можно конвертировать в рубли один к одному. Получить можно до 3% на все покупки, но при выполнении определенных условий. 1% Уралсиб начисляет за траты не менее 10 тыс. рублей в месяц по всем картам, подключенным к программе лояльности. Еще по 1% можно получить за кредитные продукты и за премиальный пакет услуг. То есть не каждый клиент доберется до 3%.
В рейтинг The Retail Finance также вошли программы лояльности «Росбанка», «Ак Барса», «Русского стандарта», «Банк Хоум Кредит» и «Новикомбанка».
Источник: РБК

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Сердитов Александр Юрьевич

А вы что думаете по этому вопросу?

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo