Итак, покупка автомобиля представляет собой сделку купли-продажи. Оформляется она письменно- договором. Другими словами договор- это соглашение о покупке, в данном случае, автомобиля. И такое соглашение возможно расторгнуть, но только если будет обнаружен какой-либо дефект или неисправность. К слову, нельзя возвратить автомобиль продавцу, если он просто не понравился.
Автомобиль является технически сложным устройством, и подлежит возврату только в случае обнаружившейся после покупки существенной неисправности, устранение которой требует несоразмерных цене вложений.
Рассматриваемая тема касается, по большей части, покупки подержанного автомобиля (с рук или из автосалона), потому как при покупке нового авто, система устранения проблем с ним будет отличаться, так как в большинстве случаев, машина будет на гарантийном обслуживании. Сегодня же, мы рассмотрим именно возврат неисправного авто продавцу.
Итак, самым главным при возврате автомобиля продавцу, и одновременно возврате собственных средств, уплаченных за него является- доказанный факт того, что неисправность возникла до покупки и продавец о ней не предупреждал.
На рынке купли-продажи подержанных авто, за продавцами можно заметить тенденцию- главное передать машину, которую хоть как-то возможно эксплуатировать («чтобы ехала»). А все что обнаружится потом покупателем, это уже его проблемы, сам не заметил при покупке. И, пожалуй, главным аргументом является то, что если машина едет, то все обнаруженные недостатки не являются существенными («ты же не новое авто брал»).
Если произошла подобная ситуация, не нужно отчаиваться, нужно действовать и возвращать машину продавцу.
Итак, законом предусмотрено, что возвратить технически сложное устройство продавцу и потребовать возврата денежных средств можно только в случае обнаружения существенной неисправности, которая имелась до покупки.
Наиболее простой вариант, если дефекты обнаружились в течение 15 дней после покупки, тогда продавец обязан возвратить деньги и забрать возвращаемое авто.
Еще один вариант развития событий, если у продавца все еще действует возможность гарантийного ремонта, так как эта возможность распространяется не только на первого владельца машины, но и на следующих тоже, до истечения гарантийного срока. Тогда возможно устранить поломку таким путем.
Если эти варианты невозможны, тогда возвращать автомобиль продавцу и взыскивать уплаченные за него деньги нужно будет через суд. Возможно взыскать с продавца авто полную сумму, за которую приобретался автомобиль, кроме того, компенсацию морального вреда, неустойку за отказ добровольно возвратить деньги и др.
Главным в судебном процессе будет: у покупателя- доказать, что неисправность возникла до покупки и свою неосведомленность о ней, а у продавца- доказать, то поломка возникла уже после покупки авто (это это важно, так как покупатели тоже не всегда добросовестны). Если авто покупалось в автосалоне, то именно автосалон должен доказывать возникновение поломки после покупки. В таких случаях большим подспорьем в доказывании будет являться автотехническая экспертиза.
Категория «существенная неисправность» является оценочной, и также, наряду со всеми доказательствами, устанавливается судом. Учитывается сумма, которая потребуется на ремонт и соотносится со стоимостью продажи авто. Учитывается также и факт, если он будет доказан, что машина приобреталась покупателем- как авто «без обнаруженной неисправности», потому как есть разница между полностью исправной машиной и машиной после ремонта, детали которой уже заменены. Исследуется также устранимость имеющегося недостатка, в общем смысле.
Суды тщательно подходят к исследованию всех обстоятельств в подобных делах, и если все необходимое будет доказано, выносят решение в пользу покупателя. Но, если установлено, что именно покупатель допустил возникновение неисправности, в удовлетворении иска будет отказано.