Согласно Правилам дорожного движения, опасное вождение – это неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов, или причинения иного материального ущерба (дополнение к п. 2.7 ПДДРФ).
Категория «опасное вождение» является размытой, а поэтому сложна в квалификации на практике, и предусмотрении ответственности за нее. Понятие опасное вождение появилось давно, а вот ответственности за него до сих пор не предусмотрено.
В основном водители, использующие такой стиль езды несут ответственность за нарушения ПДД по отдельности за каждое. Например, ч. 3 ст.12.14 КоАП РФ предусматривает штраф в 500 рублей за невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения. Или другие статьи КоАП РФ, предусматривающие штрафы за несоблюдение дистанции, боковых интервалов, препятствование обгону и т.д.
Агрессивное же вождение- это совокупность опасных действий/нарушений.
Есть два основных критерия определения опасного или агрессивного вождения:
- системность: больше двух нарушений подряд.
- создание угрозы дорожно-транспортного происшествия.
Один критерий как бы вытекает из другого: в связи с неоднократными нарушениями, манера управления транспортным средством становится непредсказуемой, другие участники дорожного движения не могут спрогнозировать поведение такого водителя, в связи с чем, экстренно, им приходится менять направление и скорость движения (резко тормозить, уходить от столкновения и т.п.).
Приведем примеры опасной езды: частое перестроение из полосы в полосу при интенсивном движении (так называемые «шашечки»), намеренное препятствование перестроению другого участника движения, необоснованно резкое торможение/подрезание, необоснованное сокращение дистанции при намерении опередить/обогнать, препятствование обгону, необоснованное несоблюдение бокового интервала (в том числе при обгоне/опережении) и пр.
С 2016 года предпринимаются попытки внесения в КоАП отдельной статьи 12.38 об ответственности за опасное вождение. Законопроект о новых статье и штрафе за нарушение предусмотренное в ней, прошел первое чтение в Госдуме, но пока не принят. Штраф за опасное вождение предусмотрен в новой статье в размере 5 000 руб. За повторное нарушение предусмотрена ответственность в виде лишения прав на срок от одного до трёх месяцев.
Вместе с этим на сайте Российской Газеты опубликованы свежие новости судебной практики по вопросу опасного вождения. В подмосковных Мытищах водителя-лихача привлекли к уголовной ответственности за то, что совершал непонятные, резкие маневры, подрезал другие машины, «играл в шашечки». В общем, вел себя на дороге неадекватно. Он не совершил аварии, не сбил человека. Однако судить его будут по уголовной статье. Такая практика стала распространятся только с начала этого года. Однако, в данном случае, водитель никогда не обучался в автошколе, не имел водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Указанному нарушителю вменяют ст. 267.1 УК РФ. Она предусматривает наказание за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, в виде штрафа от 150 до 300 тысяч рублей, либо ограничения или лишения свободы на срок до двух лет.
Похожий случай произошел в Дагестане, когда повитель-лихач сам снимал на видео свои нарушения. Ранее он уже многократно привлекался к ответственности за административные правонарушения, в связи с этим, на водителя-агрессора завели уголовное дело по той же статье с формулировкой «из хулиганских побуждений, пренебрегая требованиями правил дорожного движения водитель создал своими действиями угрозу безопасности эксплуатации транспортных средств, жизни и здоровью водителей и пассажиров». С учетом смягчающих обстоятельств его наказанием стал штраф в 180 тыс. руб.
Совсем недавно по той же статье уголовное дело было заведено на лихача в Саратове.
Тем самым, можно увидеть тенденцию. Практика идет по пути привлечения водителей за опасное вождение ни к административной, а к уголовной ответственности.