Отдельные ошибки и курьезы сделок с подержанными автомобилями

08.01.2023

(обновлено 08.01.2023)

4 мин

28

Автоюристы

С учетом сложившейся экономической ситуации объемы сделок на рынке подержанных     транспортных средств заметно растут, что делает актуальным рассмотрение аспектов

С учетом сложившейся экономической ситуации объемы сделок на рынке подержанных     транспортных средств заметно растут, что делает актуальным рассмотрение аспектов безопасности таких сделок.

Имея определенный опыт сопровождения данных сделок как в сфере коммерческого, так и сфере личного транспорта, хочу поделиться некоторыми соображениями об особенностях и определенных сложностях   этих  сделок.

Сразу хочу оговориться, что вопросы мошеннических действий в данной сфере рассматриваться не будут, равно как отдельные аспекты  способов и методов проверки соответствия представленных на продажу автомобилей  их учетным данным, это отдельная большая тема. Поговорим об отдельных, наиболее повторяющихся аспектах заключения  и содержания договоров купли – продажи подержанных автомобилей, ошибках, допускаемых участниками сделки.

Вот некоторые из них:

  1.     Небрежное отношение к проверке учетных данных ТС, когда имеют место различия в учетных данных, номерах свидетельств о регистрации иные мелкие несовпадения, нечитаемые полностью или частично наборы VIN кодов, особенно когда производится продажа автомобиля не собственником, а лицом, действующим по доверенности
  2.     Поверхностное отношение к содержанию договора, который рассматривается как некий формальный акт, который необходимо подписать, не вникая в содержание, обычно взятое из бесплатных ресурсов интернета. Самая большая ошибка в договорах – это  включение фразы о том, что автомобиль продается «технически исправным», что в подавляющем большинстве случаев не соответствует действительности.  Исправное состояние автомобиля — это состояние, при котором он соответствует всем требованиям технических условий и конструкторской документации, что вряд ли сохранится после нескольких лет эксплуатации даже в хороших условиях, при этом  неисправным автомобилем —считается такой автомобиль, в котором имеются детали, механизмы, приборы и агрегаты неисправные или не соответствующие требованиям технических условий и конструкторской документации, (формально, даже частичное нарушение лакокрасочной поверхности в нижней части кузова можно считать таковым), а также любые иные эксплуатационные, но допустимые отклонения дают основание полагать о том, что автомобиль неисправен.
  3.     В тоже время, неисправное состояние разделяется на работоспособное, при котором автомобиль способен выполнять определенную работу с параметрами, указанными в его технической характеристике и допущен к эксплуатации  по результатам технического осмотра и неработоспособное при котором эксплуатировать по назначению невозможно из-за поломки, неправильной работы или отсутствия деталей, узлов  и агрегатов или их неисправностей.
  4.     Существует также предельное состояние автомобиля, агрегата или детали, при котором их эксплуатировать дальше недопустимо в силу полного износа и отсутствия эксплуатационного ресурса изделия в целом. Всё это отражено в методике судебных экспертиз по определению состояния и стоимости восстановительного ремонта ТС.
  5.     В связи с этим, при возникновении спора продавцу приходится объяснять, почему он считал свой автомобиль полностью исправным и почему он «вводил в заблуждение» покупателя. Для исключения дальнейших последствий, при продаже автомобиля целесообразно вносить в договор запись о том, что автомобиль в момент передачи новому владельцу находится в «работоспособном состоянии», или в «фактическом состоянии на момент осмотра», что в значительной мере позволит сторонам избежать недоразумений и тяжб о объекте сделки.
  6.    Следующее условие, которое необходимо внести в договор (или акт приема-передачи), — это запись о том, какие на момент передачи ТС  имеются дефекты и недостатки, с максимально подробным изложением, установленные сторонами в ходе визуального и(или) инструментального осмотра и проверки, контрольной поездки, а также известные, сообщенные продавцом, которые не были выявлены при осмотре и проверке.
  7.      Кроме того, в договоре необходимо отразить факт того, что покупателем произведен  осмотр  и проверка состояния автомобиля в том объеме,  который он желал и получил, а продавец предоставил ему такую возможность, при этом не чинил никаких препятствий. Это условие договора  лишает недобросовестного покупателя в дальнейшем ссылаться на то, что он не имел возможности осмотреть и проверить автомобиль в полной мере.
  8.      Весьма спорным является реализация желание покупателя совершить пробную поездку даже в присутствии продавца. Такое разрешение возможно, если имеется договор ОСАГО с условием допуска к управлению неограниченного числа лиц, если такого полиса нет, то отказ продавца  вполне оправдан. Если она была совершена, то необходимо это указать в договоре, записав ее результаты.
  9.      При совершении сделки важно учесть ряд иных обстоятельств. В частности – срок эксплуатации автомобиля, предусмотренный заводом – изготовителем. Некоторые компании производители в технической документации  сразу устанавливают этот срок, обычно он в пределах от 10 до 15 лет, однако имеются модели, для которых он установлен и в 5 лет. Устанавливая максимальный срок эксплуатации, производитель рассматривает его как срок, за который ТС  полностью утрачивает свой ресурс  (при условии нормативной эксплуатации и обслуживания), поэтому, при рассмотрении споров в судах, связанных с расторжениями договоров подобного рода, если покупатель пытается ссылаться на неисправности по причине износа, не позволяющие эксплуатировать автомобиль, возникшие после его получения, но при этом  не может предоставить доказательств умысла на сокрытие продавцом до продажных неисправностей, суды отказывают в иске, ссылаясь на предельный износ и утрату ресурса, также указывая на то, что покупатель имел возможность оценить эти обстоятельства как риски до покупки и принял их.
  10.     Особые риски существуют при заключении сделок с автомобилями, оснащенными коробками передач DSG, где порядок проверки состояния транспортного средства необходимо начинать  с проведения диагностики мехатроника и иных устройств трансмиссии, а также обновления и настройки программного обеспечения системы управления коробкой передач. Но это отдельная тема.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Рябов Сергей Иванович

Отвечу на ваши вопросы

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo