КИА, троллейбус, провода

03.01.2024

(обновлено 03.01.2024)

7 мин

8

Автоюристы

КИА, троллейбус, провода КИА, троллейбус, провода
В результате ДТП транспортному средству моего доверителя были причинены механические повреждения.  Дело в том, что вред был

В результате ДТП транспортному средству моего доверителя были причинены механические повреждения.  Дело в том, что вред был причинен в результате падения троллейбусной контактной линии (да, те самые провода сверху, по которым «ходит рогатый транспорт»).

Как быть в такой ситуации ?

Является ли данный случай страховым, который подлежит оформлению по правилам ФЗ «Об ОСАГО»?

На кого, в силу Закона, возложена обязанность по возмещению материального ущерба? 

Фабула дела. Мой доверитель, управляя транспортными средством КИА UM (СОРЕНТО), принадлежащего ему по праву собственности двигаясь  по одной из улиц нашего города с разрешенной скоростью не более 60 км/ч , совершил наезд на оторванные контактные троллейбусные линии электропередач, в результате чего его транспортному средству были причиненные механические повреждения. На месте дорожно-транспортного происшествия какие-либо ограждающие конструкции, предупреждающие знаки отсутствовали. Важно! Важно, в данном случае надлежащим образом оформить данный случай, как ДТП. Именно так и поступил мой доверитель, что в последующем безусловно существенно помогло ему при разрешении вопроса о возмещении материального ущерба. Мой доверитель вызвал на место ДТП сотрудников ГИБДД МВД по РМ, которые оформили вышеуказанное дорожно-транспортное происшествие надлежащим образом в установленном законом порядке. И так, у нас на руках документы, подтверждающие обстоятельства ДТП. В вышеуказанных документах отражены (видимые) повреждения на авто и причины их образования.

Что делаем дальше? Дальше, важно определиться кто будет по Вашему делу, с учетом конкретных обстоятельства дела, надлежащим лицом, в зону и обслуживания которого входит содержания данных линий, у кого они стоят на балансе Общества, то есть фактический собственник сетей. Опять таки, важно — заблаговременно известить вышеуказанного собственника сетей о дне, времени и месте проведения независимой технической экспертизы. Провести осмотр поврежденного авто с последующим составлением акта осмотра, который ляжет в основу экспертного заключения. Получив результаты автотехнической (автотовароведческой) экспертизы мы определяем стоимость восстановительных ремонтных работ поврежденного авто и предъявляем требования к балансодержателю тех самых сетей.

Правила технической эксплуатации троллейбуса, утвержденные распоряжением Минтранса России от 26.03.2001 г. № АН-20-р, предусматривают эксплуатацию контактной сети как составляющего оборудования троллейбуса, служащую для передачи электроэнергии с тяговых подстанций на электроподвижный состав.

Согласно приложению Б к своду правил СП 98.13330.2012 «СНиП 2.05.09-90. Трамвайные и троллейбусные линии». Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90, утвержденному приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/4:

контактная троллейбусная сеть: совокупность устройств (опорные устройства, поддерживающие устройства, контактные подвески, специальные части, арматура), служащих для подведения электроэнергии непосредственно к токоприемнику подвижного состава;

контактная троллейбусная линия: участок контактной сети, относящийся к одному трамвайному или троллейбусному пути одного направления;

усиливающие провода: воздушные провода или кабельные линии, проложенные вдоль контактных линий, служащие для увеличения электрической проводимости контактной сети.

Из вышеизложенного следует, что контактная троллейбусная сеть относится к источнику повышенной опасности.

Поскольку ущерб транспортному средству истца причинен не в результате использования ответчиком транспортного средства — троллейбуса, а вследствие неисправности контактной сети, то к спорным отношениям не подлежат применению положения Закона об ОСАГО, а подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, лицо, которому принадлежит на праве хозяйственного ведения указанная контактная сеть троллейбусной линии, в силу Закона обязан обеспечить надлежащее содержание этой сети.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 года по делу о проверке конституционности положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред причиненный имуществу должен возмещаться в полном объеме,  без учета износа заменяемых комплектующих изделий.

Кроме того, по данной категории дел отсутствует обязательный претензионный порядок. В связи с чем, сразу можно обращаться в суд с исковым заявлением именно к тому лица, кто является собственником или кому передано в хозяйственное ведение указанная контактная сеть троллейбусной линии. Составляете исковое заявление, направляете исковое заявление со всеми приложенными документами своему Ответчику, уплачивая при этом государственную пошлину за рассмотрение по иску, подаете в суд. В ходе рассмотрения по делу в суде могут возникнуть определенные тонкости и процессуальные сложности, в связи с чем рекомендую обратиться непосредственно к специалистам по данной категории дел.  

Задайте вопрос всем юристам на сайте
239 юристов отвечают
20 минут - среднее время ответа
73 вопроса за сутки
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте его юристам

Конопельцев Леонид Валерьевич

Как часто Вы настаиваете на возмещении причиненного Вам ущерба?

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo