ОСАГО – это бизнес, а целью любого бизнеса является получение прибыли.
Закон об ОСАГО заработал в 2002 г. и гарантирует возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших. До 2010 года понятие износа в законе не было предусмотрено. Страховщик производит возмещение убытков при повреждении имущества, в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. Именно эту формулировку и используют при учете износа.
Лимит ответственности при компенсации ущерба за поврежденное имущество – не более 400 тыс. руб.
Чем старше автомобиль и чем выше у него пробег, тем выше износ. Он не может быть выше 50% стоимости заменяемой детали. Например, автомобиль сроком десять лет и пробегом свыше 100 тыс. км. будет иметь износ 50%.
Стоимость поврежденных деталей, определенная по единой методике после ДТП, составит 250 тыс. руб. С применением износа к выплате будет сумма 125 тыс. руб.
Расчет стоимости ремонта автомобиля, производится в соответствии с единой методикой определения расходов на восстановительный ремонт автомобиля. Методикой, предусмотрен расчет износа на заменяемые запасные части.
Но, ведь этих денег не хватит на ремонт автомобиля?
Все верно. Ведь закон об ОСАГО гарантирует возмещение вреда в пределах расходов для приведения автомобиля в состояние, в котором он находился до ДТП. Автомобиль ведь до этого момента использовался. Тем самым закон вынуждает потерпевшего устанавливать использованные запчасти, либо доплачивать за ремонт из своего кармана. Использование не новых деталей в ремонте, не безопасно с точки зрения эксплуатации. Даже сам закон об ОСАГО не допускает при ремонте использование бывших в употреблении деталей.
Разницу в стоимости износа, потерпевший собственник автомобиля имеет право взыскать с виновника ДТП. В этом случае, требования закона об ОСАГО уже не действуют. Применяются нормы гражданского кодекса которые не учитывают износ. В итоге, страховщик производит расчет стоимости ремонта автомобиля по единой методике. Что уже само по себе занижает размер выплаты по сравнению с реальной стоимостью ремонта. Так еще и применяет износ, который дополнительно снижает выплату. Это деньги, которые потерпевший либо будет доплачивать сам, либо требовать с виновника ДТП.
Получается, что часть своих расходов за реальную стоимость ремонта, страховщик перекладывает на потерпевшего и виновника.
Закон об ОСАГО, при обращении потерпевшего с заявлением о страховом возмещении, обязует страховую компанию организовать ремонт автомобиля. И в этом случае, износ уже не применяется.
Тогда почему бы его вообще не отменить?
В конце 2025 г. Государственная дума совместно с Минфином и ЦБ планирует внести изменения в закон об ОСАГО. Нововведением планируется отменить износ при выплате страхового возмещения. Будет предусмотрено два варианта возмещения.
Первая – это организация ремонта страховщиком. Однако, с учетом того, что страховщики в большинстве случаев отказывают в ремонте, эта форма вряд ли будет использоваться.
Второе – потерпевший самостоятельно организует ремонт автомобиля. Если полученной страховки не хватило на ремонт, он может обратиться к страховщику за дополнительной выплатой. Подтвердить стоимость ремонта документами из СТО и предъявить для осмотра автомобиль. Как будет работать в практике такое изменение, вопрос, как в общем и все прошлые изменения, после которых до сих пор возникает множество нерешенных вопросов.