Если компания заключила договор с иностранной организацией, то российское юридическое лицо может столкнуться со значительными трудностями, если решит передать свой спор в юрисдикцию государства иностранного партнера. Это важно, когда в договор включена арбитражная оговорка, предусматривающая, что любые юридические споры подлежат разрешению в этом государстве.
Однако если иностранное публично-правовое образование приняло ограничительные меры, которые препятствуют доступу к правосудию для одной из сторон, то нет необходимости доказывать такое влияние на исполнимость арбитражной оговорки, поскольку это положение уже установлено законом. В таких случаях для передачи и рассмотрения дела в рамках российской юрисдикции достаточно, чтобы сторона, подавшая иск, сделала одностороннее волеизъявление.
Пример из практики: Анализ спора между российским юридическим лицом и испанской компанией показал, что стороны ранее договорились о разрешении арбитражного разбирательства во Франции. Однако российское юридическое лицо вместо этого инициировало разбирательство в своем собственном суде, ссылаясь на опасения, что оно не получит справедливого обращения в связи с санкциями ЕС против России. Суд решил, что дело находится в их юрисдикции, поскольку Франция является одной из стран, применяющих такие ограничения, что ограничивает доступ к правосудию для российских организаций
(Постановление АС Дальневосточного округа от 26.12.2022 по делу N А73-15265/2022).