В последнее время вопросы законности заключения контрактов на обслуживание и ремонт многоквартирных домов становятся всё более актуальными. Одним из таких резонансных дел является дело № А38-717/2023, в котором Управляющая компания (УК) из Йошкар-Олы оказалась в центре внимания Антимонопольной службы России и судебных инстанций. Управляющая компания заключала договоры на обслуживание и ремонт многоквартирных домов напрямую, без проведения открытых конкурсов. При этом УК избрала стратегию дробления тендеров на суммы до 100 000 рублей, что позволяло обходить необходимость проведения конкурентных процедур и оформлять закупки как закупки у единственного поставщика.
Антимонопольная служба (УФАС) усмотрела в этих действиях признаки недобросовестной практики: дробление закупок с целью облегчения заключения договоров с подрядчиками ограничивало конкуренцию на рынке. В соответствии с российским законодательством, такие действия являются нарушением закона о закупках, так как исключают возможность других компаний предложить свои услуги. Несмотря на аргументы УФАС, суды трех инстанций признали действия управляющей компании законными.
Судьи отметили, что услуги, оказываемые по данным договорам, направлены на интересы жильцов, что является важным фактором в деле. Суд также указал, что прямые закупки в данном случае могут быть оправданы, если они направлены на защиту интересов граждан. Данные решения вызвали неоднозначную реакцию как среди юридического сообщества, так и среди самих граждан. Сторонники УК утверждают, что такая практика позволяет оперативно реагировать на потребности жильцов, в то время как противники указывают на необходимость обеспечения конкурентной среды для защиты интересов всех участников рынка. УФАС, не согласившись с решением судов, подала жалобу в Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ).
В жалобе антимонопольная служба вновь акцентирует внимание на недопустимости дробления закупок. По мнению УФАС, такое деление тендеров ведет к ограничению конкуренции, так как без открытых конкурсов другие компании фактически не имеют возможности участвовать в тендерных процедурах. Это, в свою очередь, нарушает закон о закупках и создает непрозрачные условия для предоставления услуг.
Дело № А38-717/2023 поднимает важные вопросы о правомерности действий управляющих компаний в сфере закупок и услуг для жильцов многоквартирных домов. Несмотря на то, что суды трех инстанций признали действия УК законными, позиция УФАС и поданная жалоба в Верховный Суд подчеркивают необходимость более тщательного контроля процессов закупок и обеспечения здоровой конкурентной среды. Эта ситуация демонстрирует борьбу между необходимостью оперативности в предоставлении услуг для жильцов и соблюдением принципов ведения конкурентного бизнеса.
Как будет решаться данный вопрос в Верховном Суде, покажет дальнейшее развитие событий и указания, которые будут даны по данной практике, что может существенно повлиять на рынок жилищных услуг в России.