Дарение должницей имущества кузине не говорит о сокрытии его от кредиторов — ВС

01.07.2025

3 мин

0

Арбитраж

Наличие непогашенных кредитов у должницы, подарившей полквартиры двоюродной сестре, не имеет правового значения при рассмотрении заявления финансового управляющего о

Наличие непогашенных кредитов у должницы, подарившей полквартиры двоюродной сестре, не имеет правового значения при рассмотрении заявления финансового управляющего о недействительности этой сделки. К такому выводу пришел Верховный суд (ВС) РФ, посчитав, что соответствующая степень родства не может быть признаком осведомленности женщин о финансовых обстоятельствах друг друга и не доказывает факта злоупотребления правом или сокрытия имущества от кредиторов.

Подарила полквартиры

Как следует из материалов дела, в 2013 году двухкомнатная квартира в Москве на Черемушкинской улице площадью около 40 квадратных метров осталась в наследство должнице Елене Рыбалко и ее родной тете в равных долях, после чего первая практически сразу подарила свою половину дочери второй — Марии Артамоновой, — то есть своей двоюродной сестре. В рамках процедуры банкротства Рыбалко финансовый управляющий подал заявление в Арбитражный суд Москвы о признании недействительным соответствующего договора дарения и о применении последствий недействительности сделки.

Суд признал, что с учетом даты заключения договора дарения, сделка, совершенная до 1 октября 2015 года, может быть признана недействительной. Но только если у сторон было целью причинить вред кредиторам дарителя. Признаков наличия злоупотребления правом сторонами оспариваемой сделки суд не установил, поэтому в апреле 2024 года заявителю было отказано в удовлетворении его требований. Девятый арбитражный апелляционный суд оставил это решение в силе.

Но Арбитражный суд Московского округа указал, что на момент заключения договора дарения у должника имелась срочная задолженность перед “Сбербанком”, то есть имелись неисполненные обязательства перед кредиторами, а соответственно между сторонами могло быть и злоупотребление правом. Окружной суд отменил оба решения по этому делу и направил его на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Артамонова подала кассационную жалобу в Верховный суд (ВС) РФ, попросив отменить постановление окружного суда и оставить в силе решения первой и апелляционной инстанций.

Признаки осведомленности

ВС РФ разъяснил, что с целью квалификации недействительности спорной сделки суду необходимо установить обстоятельства, неопровержимо свидетельствующие о наличии факта злоупотребления сторонами правом.

“Должно быть установлено наличие умысла у обоих участников сделки, их сознательное, целенаправленное поведение на причинение вреда иным лицам. Злоупотребление правом должно носить явный и очевидный характер”, — посчитал ВС РФ, добавив, что бремя доказывания названных обстоятельств должно возлагаться на истца, то есть на финансового управляющего.

Изучив материалы дела, ВС РФ отметил, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из обязанности предоставления таких доказательств финансовым управляющим. В свою очередь, ВС РФ подчеркнул, что Артамонова не является заинтересованным по отношению к Рыбалко лицом (исходя из положения части 3 статьи 19 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности”).

“Само по себе родство двоюродных сестер, тем более проживающих отдельно, не создает признаков осведомленности у другой стороны сделки не только о финансовых обязательствах (срочных или просроченных) одной из сторон, но и о цели этой стороны скрыть имущество от правопритязаний кредиторов. Более того, обстоятельства жизни семьи наследодателя и участие семьи Артамоновой в поддержании нетрудоспособных родных Рыбалко объясняют причину дарения, не связанную с целью причинить вред кредиторам”, — разъяснил ВС РФ.

В итоге ВС РФ отметил, что наличие у должника неисполненных обязательств перед включенными в реестр кредиторами на момент совершения договора не имеет правового значения при недоказанности злоупотребления правом со стороны Артамоновой.

Таким образом, ВС РФ удовлетворил кассационную жалобу Артамоновой.

(Определение ВС РФ № 305-ЭС23-24052(3) по делу № А40-231308/2020) Источник: РАПСИ

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы