В настоящее время система Министерства внутренних дел Российской Федерации находится в
состоянии реформирования. Данный процесс осуществляется и в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту их службы. В связи с этим необходимо обратить внимание на само понятие «Профессиональная подготовка». «Профессиональная подготовка» представляет собой совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, профессионально-технического и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на профессиональных курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). Профессиональная подготовка совершенствуется в процессе трудовой деятельности, в системе повышения квалификации, путем самообразования. Необходимость в проводимых сегодня преобразованиях продиктована сложившейся ситуацией состояния профессиональной подготовленности личного состава полиции, которая в значительной степени оставляет желать лучшего.
Так, после проведения итоговых проверок по профессиональной служебной и физической подготовке за 2013 учебный год в территориальных органах внутренних дел на региональном уровне в целом по стране не прошли проверку чуть менее 5% из общего числа сотрудников. По мнению автора, одной из причин данной ситуации является несоответствие установленных критериев профессионального уровня полицейского современным реалиям развития российского государства и общества. В целях лучшего понимания создавшейся проблемы с определением профессиональных критериев полицейского обратимся к понятию «критерий». «Критерий» (от греч. kriterion — средство для суждения) — это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. В нашем случае автор затронул профессиональный критерий.
Эту проблему пытались решить задолго до создания системы МВД Российского государства. Например, «…В уездную полицейскую стражу могли быть приняты только подданные Российской Империи, с установленным возрастным цензом с 25 лет, а также обладавшие соответствующим телосложением и здоровьем. Преимущество отдавалось кандидатам из отставных и уволенных в запас воинских чинов.
От них требовалось:для урядников — знать, как составлять протоколы, общее ознакомление со службой в полиции и обязанности полиции по проведению расследования;
- для стражников – достаточно было только читать и писать и иметь общее развитие…».
В последующем из-за непростой политической обстановки внутри государства, нарастающей тенденции создания политических партий и движений антиправительственного толка, а также на фоне усиления террористической деятельности в конце XIX и начале XX вв. Министерство внутренних дел было вынуждено повысить профессиональные требования к полицейскому. Одним из первых шагов стало внесение целого ряда изменений и дополнений в положения некоторых нормативных актов. В частности, были выпущены специальные правила, а также циркуляры и инструкции Министерства внутренних дел, предназначенные для работы городских и уездных полицейских управлений, в которых
особым образом обращалось внимание на необходимые качества полицейских чинов. Немаловажным качеством считалась политическая благонадежность полицейского. Тем не менее, в целом, квалификационные требования как к кандидату на должность, так и к кадрам общей полиции практически ничем не отличались. С учетом перечисленных требований, на офицерские должности назначались исключительно «…лица дворянского происхождения, прошедшие предварительное испытание, в большинстве своем православные, получившие образование в Кадетских корпусах».
На сегодняшний день заслуживает особого внимания установленный Приказом МВД России от 18 мая 2012 г. № 5216
перечень квалификационных требований к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Тем не менее, данный нормативный акт обнаруживает две серьезные проблемы. Во-первых, он содержит не полный перечень профессиональных знаний и навыков, которые должны предъявляться к сотрудникам органов внутренних дел в сфере профессиональной служебной и физической подготовки. Отметим, что в систему профессиональной служебной и физической подготовки входят: правовая, служебная, огневая и физическая подготовки. Во-вторых, в рассматриваемом нормативном акте обозначены не все специальности, входящие в систему МВД России.
По-прежнему остается актуальным вопрос четкого установления профессиональных знаний и умений современного российского полицейского.
Подтверждением тому служат результаты проверки профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации. Так, в результате целевого выезда комиссии Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации в одном из региональных управлений в декабре 2013 г. выявлено, что из представленных сотрудников неудовлетворительные оценки по профессиональной служебной и физической подготовке получили около 20% из числа проверенных.
Как следствие, возникает объективная необходимость в пересмотре содержания профессиональных критериев в сфере профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы, а также в разработке более современных методик определения уровня профессиональной подготовленности личного состава. Данная потребность обусловлена рядом причин.
Во-первых, в МВД России отсутствует оптимальная регламентация критериев, на которые следует ориентироваться в процессе обучения кадров по месту службы. Например, если обратиться к содержанию такого документа, как «Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», а
именно п. 120.1 и 120.28, то мы увидим, что разделы правовой и служебной подготовкам в общей системе подготовки кадров в процессе служебной деятельности, по сути, друг от друга ничем не отличаются. Подобная ситуация затрудняет оценку подготовленности сотрудников по указанным видам подготовки.
Во-вторых, в ряде субъектов Российской Федерации выявлены факты, которые наглядно подтверждают недостаточную профессиональную подготовленность сотрудников органов внутренних дел, например: рост числа погибших и раненых сотрудников по причине неумелого (небрежного) обращения с табельным огнестрельным оружием, наличие неудовлетворительных знаний законодательства и механизма его применения в городе Москве, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Татарстан, Московской, Владимирской и Курской областях. Таким образом, на основании вышеизложенного видится целесообразным сделать вывод о том, что в целях оптимизации организации подготовки кадров назрела необходимость разработки единых требований профессиональных стандартов в системе МВД России.
Необходимо отметить, что если в различных государственных органах и учреждениях подготовка кадров в процессе служебной деятельности является необязательной, то для системы МВД России требование о периодической проверке уровня подготовки ее сотрудников установлено законодательством на федеральном уровне.
В связи с этим, по мнению автора, причиной недостаточно высокого профессионального уровня подготовленности кадров органов внутренних дел является недостаточное соответствие системы профессиональной служебной и физической подготовки современным требованиям. Следует отметить, что законодательного определения профессиональной служебной и физической подготовки не установлено. Далее, по мнению автора, необходимо заметить, что в п. 17 ст. 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации …» упоминается место проведения указанного выше вида подготовки, т.е. она осуществляется по месту службы сотрудника органов внутренних дел.
На сегодняшний день отмечаются следующие недостатки системы подготовки кадров в процессе служебной деятельности:
- недостаточно эффективна система оценки профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел;
- практика управления системой подготовки кадров в процессе служебной деятельности не является результативной;
- отсутствие четких профессиональных характеристик специальностей.
Далее, на взгляд автора, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что ранее Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации инициировало внесение изменений в трудовое законодательство в части подготовки кадров с учетом модернизации всей системы квалификации работников государственных органов и учреждений, в том числе МВД России, утвердив Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, и раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», в котором установлены критерии части профессий, имеющихся и в системе МВД России.
Президент Российской Федерации в своем Указе от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» дал поручение Правительству Российской Федерации: утвердить к началу 2012 г. план разработки профессиональных стандартов и к 2015 г. разработать их в количестве не менее 800 для государственных органов и предприятий.
3 декабря 2012 г. принят Федеральный закон Российской Федерации № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в котором в ч. 2 ст. 195.1 были юридически закреплены понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт». Таким образом, под «квалификацией работника» понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Также нормативно закреплена редакция определения «профессиональный стандарт». Профессиональный стандарт — это характеристика квалификаций, необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
На необходимость совершенствования всей системы профессиональной подготовки с учетом применения профессиональных стандартов обращает внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г.
Кроме того, Правительство Российской Федерации установило порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также нормативно определило тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в действующих профессиональных критериях, характеристиках и стандартах.
Юристы по Административному праву
Данная работа будет вполне оправдана и с учетом того, что для целого ряда специальностей МВД России до сих пор не были разработаны аналогичные квалификационные характеристики. С целью формирования стройной системы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в процессе служебной деятельности, поддержания высокого уровня качества профессиональной деятельности, необходимо пересмотреть собственные аналогичные критерии. Тем более, что содержание Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации …» взаимно связано с этим. Так, в ч. 3 ст. 2 указанного Федерального закона установлено, что в случаях не урегулирования правоотношений службы Конституцией Российской Федерации, специальными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, применяются нормы трудового законодательства. В настоящий момент Министерством труда и социальной защиты проводится работа по разработке профессиональных стандартов, которые, в свою очередь, должны заменить предыдущие квалификационные характеристики.
Исходя из изложенного представляется обоснованным вывод о том, что для успешного реформирования системы подготовки сотрудников органов внутренних дел в процессе служебной деятельности необходимо осуществить значительные преобразования в правовом регулировании применительно к рассматриваемой проблематике.
Таким образом, по мнению автора, очевидна необходимость в разработке оптимальных по содержанию требований к профессиональной деятельности, которые позволили бы сформировать наиболее современную модель построения системы обучения по месту службы, а также повысить уровень качества профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.